Третьяковская галерея готовится подать иск в суд на возмещение ущерба от порчи картины Репина «Иван Грозный». Полотно год назад было повреждено вандалом холст разорван в трех местах, сильно пострадала и авторская рама. Во сколько обойдется сложнейшая реставрация, пока даже трудно представить.
Картину Репина публика не видела год, не увидела и сейчас. На очередной
Пока на Крымском Валу гремит крупнейшая за 20 лет ретроспектива Репина, его главная картина томится в депозитарии Третьяковки в Лаврушинском переулке, ее пытаются вернуть к жизни в черной комнате, куда не пускают посторонних.
Нынешняя реставрация сложна вдвойне — работать приходится не только со свежими травмами, но и с застаревшими болезнями. Про «Ивана Грозного» говорят: это инвалид, который не успел выздороветь, а его опять. В 1913 году на полотно напали в первый раз, его порезал ножом сумасшедший иконописец. Газеты писали, что картина уничтожена. Но ее отреставрировали — как умели, а умели не очень.
Чтобы укрепить полотно, к нему сзади приклеили холст. Клей был рыбный. За долгие годы он полностью пропитал картину — холст потерял эластичность, с него стала слезать краска. Именно поэтому «Ивана Грозного» не перевозили. Да и вообще боялись на него дышать.
Теперь остатки клея надо удалить. Но пока непонятно чем, ведь картина категорически боится воды. А затем нужно приклеить сзади другой холст, чтобы полотно не развалилось. На днях Игорю Подпорину, проткнувшему картину стойкой ограждения, дали два с половиной года тюрьмы. Неизвестно, будет ли меньше срок реставрации.