Дональд Трамп колеблется между позицией своего советника Джона Болтона давайте уже нанесем по Ирану удар и позицией госсекретаря Майка Помпео не надо разговоров о смене власти, надо усадить Иран за стол переговоров и заключить свою сделку.
Трампу перед выборами явно нужны победы. Он явно не хочет разговоров о двух ударах, понимая, что Иран — это огромная армия и мощный игрок в исламском мире. По данным израильских СИМ, Трампа раздражает желание Болтона постоянно грозить всем вторжением: эти разговоры слишком похожи на то, что было перед свержением Саддама в 2003 году, и поэтому заявления о том, что он поддержал предложение Пентагона ввести на Ближний восток 120 тысяч американских солдат, Трамп называет fake news. Но при этом оговаривается: не введем, хотя можем, если захотим.
Это уже та самая напряженность, которая может сработать в любую сторону — и заставить Иран пойти на прямые переговоры, и спровоцировать его. Ведь Тегеран уже заявил: если американцы дернутся, получат удар в голову без объяснений.
Сами Хамди, политический аналитик, эксперт по Ближнему Востоку: «Все понимают, что Иран — это не только Стражи Исламской революции, это „Хезболла“ в Ливане, это отряды в Сирии, это хуситы в Йемене, это исламский джихад в Палестине, это „Фатимиюн“ в Афганистане. И все эти армии могут наброситься на американские военные базы и на американских союзников, если Трамп объявит Ирану войну или если они получат из Тегерана приказ».
Трамп понимает, что его толкают на войну, которой он не хочет перед выборами и которая быстро не закончится. Он настолько не хочет войны, что даже через швейцарский МИД передал Ирану свой номер телефона: звоните, я жду. А для Швейцарии это уже дежавю: им Тегеран в том же 2003 году, когда свергали Саддама, передавал номера, по которым ждал звонка
Метин Гюркан, майор в отставке Вооруженных сил Турции: «Это правда дежавю — все как перед свержением Саддама. Но в этой ситуации Иран явно может повернуться к Турции, с которой был союзником по сирийкой войне. И Эрдоган разыграет свою карту, потому что на него тоже давят американцы, поэтому он не реагирует на угрозы санкций за покупкуС-400» .
Сами Хамди: «И не надо думать, что Иран — это жертва. Американцы на него так давят, потому что знают: у него сейчас влияния в регионе больше, чем у них, и они его контролировать не могут совсем. И Ирак под его контролем, даже его президент объявил: если что, я за Иран. И сколько бы американцы ни требовали, чтобы Ирак не шел на сближение, Багдад их не слушает».