В Москве сегодня вновь обсуждали заключение мирного договора с Японией. Уже в третий раз в этом году встретились министры иностранных дел двух стран Сергей Лавров и Таро Коно. Расхождения все еще серьезные, и решение Японии разместить на своей территории элементы американской ПРО их только усилило.
Российские дипломаты знают, что японцы назвали новую эру Рэйва хорошим знаком для того, чтобы переговоры по мирному договору наконец вышли из исторического и юридического тупиков.
Вторая мировая война завершилась для Японии разгромом и капитуляцией в сентябре 1945 года, но мирный договор между Москвой и Токио так не был подписан. Россия считает, что Япония должна признать все итоги Второй мировой. Токио продолжает оспаривать суверенитет России над четырьмя островами Курильской гряды.
Компромисс решили искать на основе договора 1956 года. Об этом лидеры двух стран договорились минувшей осенью в Сингапуре. И хотя из последнего ежегодного доклада МИД Японии исчезла фраза о возврате островов, сдвинуть переговоры с мертвой точки пока трудно. Переговоры осложняет американская военная активность в регионе — размещение на территории Японии элементов ПРО. Сергей Лавров сегодня заявил, что Россия считает эти действия угрозой.
Тем не менее, точек сближения за последнее время стало больше. Россия и Япония сейчас развивают Дальний Восток по плану из 8 пунктов, который японский премьер министр предложил несколько лет назад. Результат сотрудничества — значительный рост товарооборота: до 21,3 млрд долларов по итогам прошлого года.
Работа над мирным договором продолжается. Друг с другом активно общаются главы государств, Путина ждут в Японии в июне. Министры иностранных дел поддерживают постоянный контакт. Сотрудничают парламентарии, деятели культуры. Предприниматели двух стран в минувшем году провели не менее 80 крупных встреч. Кроме того, после долгого перерыва возобновляет работу Совет губернаторов России и Японии.