Власти Ирана приняли решение, которое многие на Западе расценили как ультиматум. Президент страны Хасан Роухани объявил о приостановке выполнения некоторых пунктов ядерной сделки и потребовал, чтобы страны Европы, подписавшие соглашение по иранской ядерной программе, выполнили свои обязательства и обеспечили Ирану возможность свободно торговать своей нефтью и вести международные банковские операции.
Начинают сбываться наихудшие опасения тех, кто предостерегал Дональда Трампа, решившего 8 мая 2018 года выйти из международного соглашения по иранской ядерной программе. В одночасье Трамп перечеркнул все усилия его предшественника Барака Обамы и руководителей еще пяти государств, в том числе России, которые 10 лет работали над ядерной сделкой.
В обмен на постепенное смягчение западных санкций Иран согласился на доступ инспекторов и отказался от производства высокообогащенного урана и оружейного плутония. Свои обязательства Иран, как заверяло Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), выполнял, но США возобновили санкции, поставив цель свести поставки нефти из Ирана к нулю и фактически задушить исламскую республику.
В начале мая истек срок исключений, сделанных американцами для восьми стран, которым разрешалось временно производить закупки нефти, и терпение Ирана лопнуло. В соответствии с соглашением, страна должна все излишки обогащенного урана и тяжелую воду продавать другим странам. Теперь эти условия Иран соблюдать отказывается.
Хасан Роухани: «С сегодняшнего дня Иран приостанавливает продажу тяжелой воды и обогащенного урана. Если пять стран — Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай — вернутся за стол переговоров в течение 60 дней и наши выгоды в таких отраслях, как торговля нефтью, банковская сфера, сохранятся, мы вернемся к тому, с чего начинали наши договоренности. Если за это время никаких решений достигнуто не будет, мы сохраним обогащение урана на уровне 3,67%».
Трехпроцентный уран используется в реакторах атомных электростанций. Концентрация оружейного урана должна составлять 95%. Соглашение призвано предотвратить процесс такого обогащения, и на Западе есть мнение, что перед заключением ядерной сделки Иран отделяло от этого момента технически всего три месяца.
Руководство Ирана разослало письма с изложением своей позиции послам государств, подписавшим соглашение. В Россию с личным письмом от президента Ирана для президента Путина прибыл министр иностранных дел Джавад Зариф.
Россия, как подчеркнул Сергей Лавров, понимает, что США не вернутся к выполнению соглашения по иранской ядерной программе. Министр назвал нереалистичным уход Ирана из Сирии под давлением США и заверил, что Россия остается приверженной взятым на себя обязательствам по соглашению с Ираном. Того же Лавров ждет и от Европы.
В ЕС частичный отказ Ирана от выполнения своих обязательств понимания не встретил. В Берлине заинтересованы в сохранении сделки в полном объеме. Как заявил официальный представитель кабмина ФРГ Штеффер Зайберт, частичное нарушение обязательств является неприемлемым.
Одним из первых на решение Ирана отреагировал