В Вене представят уникальный сборник, который рассказывает о 60 тысячах советских граждан, погибших в годы Второй мировой на территории Австрии.
В российском посольстве в Вене этим вечером представят «Книгу памяти» — уникальный сборник, который рассказывает о 60 тысячах советских гражданах, погибших в годы Второй мировой на территории Австрии. В отличие от многих других подобных трудов, эта книга — результат работы не коллектива профессиональных историков, а одного человека.
Ее составитель — простой австрийский пенсионер Петер Сиксль, который скрупулезно изучил тысячи архивных документов и помог родственникам погибших солдат и офицеров выяснить судьбу своих близких.
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг встретился с автором.
Петер Сиксль, автор книги «Книга памяти»: «Это первые архивные материалы из России, которые я получил в 2004 году. Безвозвратные потери Красной армии в Австрии».
Рассекреченных бумаг из архива Минобороны австриец Петер Сиксль ждал десятилетия. Когда о погибших в Австрии советских солдатах он уже знал почти все, в Советском Союзе о нем и не слышали. Рядовой инженер, который трудился на восстановлении австрийских кладбищ, Сиксль занялся красноармейскими захоронениями по зову сердца, увидев и удивившись, что на многих нет ни имен, ни фамилий — лишь поблекшие алые звезды.
Петер Сиксль: «Изначальные данные, к примеру, по этой братской могиле не совпадали с реальностью вообще — ни в немецких, ни в русских источниках. Тут числилось 402 солдата, а за четыре года моей работы выяснилось, что на самом деле захоронены почти тысяча человек».
И каждый год благодаря ему находят и перезахоранивают новых. Таких безымянных советских кладбищ, как это в деревушке Хартберг, по всей Австрии больше двух сотен. Но сколько еще и вовсе неизвестных могил!
В апреле 1945 года, когда кинохроника уже пестрила кадрами всеобщего веселья в преддверии скорой победы, в отчаянной гонке за ней на австрийских полях сражений каждый день гибли сотни советских солдат. Теперь под началом Петера Сиксля их ищут не русские, а австрийские поисковики.
Петер Риза, председатель австрийской поисковой организации «Черный крест»: «И Красная армия, и вермахт даже за несколько дней до окончания войны били друг друга отчаянно и беспощадно. В соседней отсюда деревне, в Боппендорфе, самые кровопролитные бои были аж 8 мая».
Петер Сиксль: «Это лишь те российские письма, что пришли за последние дни. До них у меня не дошли еще руки. Многие хотят приехать на могилы близких, что нашлись, но у них нет денег. У меня, увы, тоже. Я пенсионер и занимаюсь всем этим бесплатно».
Его тесная комната за эти годы превратилась в гигантский архив: красноармейские похоронки и полковые журналы, донесения НКВД и протоколы гестапо, церковные книги и полицейские хроники… Поиски пристанища каждого советского солдата, каждого узника концлагеря и военнопленного Петер Сиксль называет задачей со множеством неизвестных. И с армией сочувствующих — тех, кому в
Алоис Бак, местный житель, ветеран Второй мировой войны: «Солдатом вермахта я попал в плен, в Сибирь, под Кемерово. Никогда не забуду одну русскую женщину. Узнав, что я австриец, она расплакалась и сказала: „Вы так далеко от дома, а у меня сын погиб в Австрии“. Так что уход за памятниками — доброе дело. Вот только на немецких и австрийских могилах всюду имена, а на
Именно рассказы местных жителей — порой последняя надежда команды Сиксля докопаться до поросшей бурьяном истины. Итог поисков всей его жизни — новая «Книга памяти», 64 тысяч имен. На двух языках ее отпечатали, скорее, для протокола, ведь главный читатель — в России.
Сергей Нечаев, посол России в Австрии: «Это поток благодарностей ветеранов войны, родственников погибших, которые благодаря этой книге имеют теперь возможность узнать, а может быть, иногда и впервые, о судьбах своих близких».
В российском посольстве в Вене идут последние приготовления перед торжествами. Едва ли какого другого австрийского подданного тут чествовали с такой помпой. Но для Петера продолжаются отнюдь не радостные будни, ведь и в этом труде, увы, достает белых пятен, а архивы в далекой Москве порой так и молчат.
Долг по уходу за советскими военными мемориалами в Австрии