Арашуковы — известный и влиятельный клан в Карачаево-Черкесии. В одном из беднейших регионов страны они смогли построить целую бизнес-империю, которая много лет приносила баснословную прибыль. Роскошные дворцы, раритетные автомобили, золото в слитках, недвижимость за рубежом.
Головокружительная карьера
Аул Хабез в 30 километрах от столицы Карачаево-Черкесии — это «родовое гнездо» семьи Арашуковых. По улице Арашукова, мимо мечети имени Арашукова, дети бегают в школу тоже имени Арашукова. В этой школе получал свои первые знания и будущий сенатор. Впрочем, уже в шестом классе, говорят местные жители, сам Рауф школой перестал интересоваться. Якобы в семье решили, что он уже достаточно умный, на уроки можно больше не ходить.
Вопросы по образованию Арашукова-младшего поднимались уже неоднократно. Впрочем, ни школьного аттестата, ни диплома никто так и не видел. Кстати, сейчас Рауф — кандидат экономических наук.
Молниеносной карьере Рауфа можно только позавидовать. В 18 лет — депутат Ставропольской гордумы. В 21 — министр труда и социального развития Карачаево-Черкесии. Еще через год — глава администрации Хабезского района.
Резонансные убийства
Аслана Жукова, лидера республиканского молодежного движения «Адыгэ Хасэ», киллер подкараулил около дома. Вероятного исполнителя убийства установили довольно быстро. Но расследование продвигалось очень медленно. Только через восемь лет исполнитель, которого в 2012-м оправдали, написал явку с повинной. Он рассказал, что за убийство Жукова получил от Арашукова один миллион рублей и автомобиль. Предположительно, Жукова убили за то, что отказался помогать Арашукову, пытавшемуся разыграть в республике политическую аферу.
Через два месяца после убийства Жукова был застрелен Фраль Шебзухов — потенциальный кандидат на пост премьер-министра Карачаево-Черкесии. На это кресло претендовал и молодой Рауф Арашуков. По версии следствия, за устранение конкурентов Арашуков-младший заплатил убийцам полтора миллиона рублей.
Крушение подпольной империи
Главой правительства республики Рауф не стал, занял пост вице-премьера и одновременно возглавил «Управление федеральных автомобильных дорог». И это в 24 года. Впрочем, в кабинете Арашукова видели редко. По словам сотрудников, работал он в основном на дому в Хабезе. Лишь благодаря оперативникам, которые нагрянули в Хабез с обысками, вся страна смогла заглянуть внутрь за высокие заборы и ослепнуть от роскоши.
Любопытно, что, судя по декларации чиновника, его заработок на фоне коллег выглядит довольно скромным. Например, в 2017-м году Рауф Арашуков задекларировал 4,9 миллиона рублей, а его супруга — всего 96 тысяч. Из имущества у семьи, судя по документам, числились три жилых дома, две квартиры и приусадебный участок. Передвигался парламентарий, опять же, если верить официальным сведениям, пешком.
Спецоперация готовилась в условиях повышенной секретности. Сыщики боялись утечки информации, зная о широких связях Арашуковых в правоохранительных органах. Первая реакция Рауфа Арашукова — был спокоен, не скрывал улыбки. По словам экспертов, Арашуков-младший, видимо, был уверен, что и сейчас ему поможет авторитетный папа — Рауль Арашуков, бизнесмен, подмявший под себя все республиканское газовое хозяйство. Но папу сенатора задержали в этот же день в Петербурге.
Преступные схемы
Схему обогащения Арашуков-старший, по словам сыщиков, выстраивал долго и старательно. Он заключал договоры на поставку газа в большем объеме, чем требовалась потребителям.
Например, брался угловой дом, у которого номинально два адреса. Хозяин регистрировал газовый счетчик по одному — реальному, а люди Арашукова — по второму. Излишки газа вероятные мошенники продавали налево, причем с 50-процентной скидкой, а выручку клали себе в карман. В результате образовывалась огромная дебиторская задолженность по газу. По правилам, таких неплательщиков должны отключать, но Рауль Арашуков, пользуясь связями в отрасли, долги списывал как технические потери.
По оперативным данным, в 2015–2016 годах по одному только Ставрополью было списано полмиллиарда кубов газа. Схема хищения применялась по всему Северокавказскому региону. Задержаны и арестованы порядка 10 топ-менеджеров предприятий газовой отрасли. Каждый из них брат, сват, или друг Рауля Арашукова.
По словам следователей, клан Арашуковых прикрывал так называемый правоохранительный блок — коррумпированные начальники в погонах. На этой неделе уголовное дело возбудили против бывшего замглавы СКР по Карачаево-Черкесии, старшего следователя по особо важным делам и начальника центра противодействия экстремизму МВД республики.
Но теперь Арашуков-старший в компании с сыном сменили удобные кресла на нары в карантинных камерах «Лефортово». Несметные богатства Арашуковых будут обращены в доход государству.
Интересно, что сенатор Рауф Арашуков, как выяснилось, получил вид на жительство в Эмиратах. Хотя по закону член Совфеда не может быть резидентом другой страны. Осенью 2017 года Совфед узнал о возможном нарушении сенатора Арашукова, началась проверка. Она показала, что Арашуков аннулировал визу резидента за месяц до прихода в парламент. Однако оппоненты настаивали, что стать сенатором и получить неприкосновенность Арашукову помог подлог.
Заявителем по уголовному делу выступил депутат горсовета Черкесска Руслан Карданов. Вскоре после этого народного избранника, посмевшего разоблачить сенатора Арашукова, избили прямо возле здания МВД республики.
О заслугах Арашукова в кресле сенатора ничего не слышно. Молодой политик запомнился другим — своей показной роскошью и тщеславием. Например, учредил благотворительный фонд имени себя. Еще сенатор любил заводить дружбу с известными людьми. Басков, Киркоров, Вера Брежнева неоднократно бывали у Арашукова-младшего в поместьях, выступали на семейных праздниках. Но после ареста шоу-бизнес отрекся от спонсора и от его нетрудовых доходов.