Реализация нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» поможет сохранить жизни 13 тысяч россиян. Об этом заявил вице-премьер Максим Акимов, выступая на конференции в Сколково. Там сегодня обсуждали одну из главных бед страны дороги.
Качество ремонта и строительства дорог теперь будет контролировать ГИБДД. А отследить, где именно будет вестись ремонт, сможет каждый: в России создана специальная электронная система. Сейчас МВД и Минтранс проводят оценку, можно ли на федеральных трассах увеличить скорость до 110 км/час. Что касается снижения нештрафуемого порога превышения скорости (это одна из самых дискуссионных тем), то здесь, по словам Акимова, нужен очень взвешенный подход, и быстрого решения не будет.
Работа по нацпроекту стоимостью свыше 4,5 трлн рублей предстоит многоплановая. Дорога должна быть,
Ленар Сафин, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан: «У нас фактически работают контракты жизненного цикла. Те, кто строят, ремонтируют, те и содержат. Таким образом мы достигаем качества».
Второй аспект — безопасность. Например, в столице Дагестана проанализировали дорожную сеть и выяснили, что много ДТП на нерегулируемых перекрестках. И пусть даже в большинстве случаев в них виновен водитель (зазевался,
Александр Шалагин, глава ГИБДД МВД по Республике Дагестан: «Мы эти причины анализируем и можем сказать: в отдельных случаях есть непонимание водителя, в каких условиях он находился: в условиях преимущества или в условиях, когда он должен был уступить дорогу».
В Московской области тоже проанализировали типичные аварии и выяснили, что есть несколько проблемных ситуаций, с которыми нужно работать в первую очередь.
Виктор Щулепников, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: «Самая массовая, самая проблемная история — это столкновение на повороте. Еще лобовое, попутное, вылет автомобиля с дороги».
В центр управления регионов в режиме реального времени приходит информация обо всех происшествиях на дорогах области. Аварии анализируют, на карту наносят места, которые буквально притягивают ДТП. В большинстве случаев одной недели достаточно, чтобы обезопасить опасный участок.
Алексей Гержик, министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: «Мы уже видим существенное снижение ДТП в целом на 12% в первом квартале. И мы за первый квартал сохранили 30 человеческих жизней по сравнению с прошлым годом».
По итогам еженедельного разбора аварий рабочие устанавливают ограждения на очередном сложном повороте. Эти конструкции уже доказали свою эффективность, хотя многие автомобилисты и относятся к ним предвзято.
Но никакая дорога, пусть даже самая качественная, не станет безопасной, если ничего не сделать с опасным вождением. Тем более что экспериментально доказано: агрессивный стиль одного водителя, влияет и на других. Но даже если «игра в шашки» на трассе не заканчивается аварией, она сама по себе мгновенно повышает риски для всех.
Максим Гаврилюк, старший преподаватель кафедры организации и безопасности дорожного движения МАДИ: «Другие водители раздражаются, они не так тщательно контролируют ситуацию на дороге. Машина выступает как провокатор».
Камнем преткновения пока остается «бесплатная двадцатка» — нештрафуемое нарушение скорости на 20 км/час. Водители против ее отмены, но как быть с тем, что к самым страшным авариям приводит именно несоблюдение скоростного режима?
Султан Жанказиев, заведующий кафедрой организации и безопасности дорожного движения МАДИ: «Модели все показывают, что если снять этот порог нештрафуемости, убрать с 20 до 10, мы существенно снизим тяжесть
Люфт в 20 километров в час мешает, как выяснилось, и проектировщикам. Как рассчитать пропускную способность дороги, если