Незадолго до громкой отставки Лужкова его супруга Елена Батурина в списке самых богатых женщин мира занимала третье место, оставив позади даже королеву Великобритании. Тогда Юрий Михайлович официально зарабатывал в 3776 раз меньше своей дорогой жены.
Елена Батурина и ее старший брат Виктор Батурин — дети семьи трудовой. Отец — мастер на заводе, мать — инженер. Квартиру семье Батуриных выделили от завода «Фрезер». И даже улучшали условия жизни будущей хозяйке строительного бизнеса города еще два раза.
В эпоху первоначального накопления капитала Елена и Виктор Батурины клепали пластмассовые изделия в помещениях бывшего родного завода. «Прибамбасы из пластмассы» — так Батурины рекламировали свой бизнес. Уже в те годы они шли курсом модернизации и ипмпортозамещениея. Но первый настоящий успех — пластиковые кресла для стадиона в Лужниках, а затем и для всех стадионов страны.
26 мая 1988 года депутаты Верховного совета приняли закон о кооперации. Фарцовщики, цеховики получили экономическую амнистию. Теперь это уже была не подсудная спекуляция, а почти свободные рыночные отношения. Мосгорисполком создал специальную комиссию, которая занималась кооперативами.
Тогда же Елена Батурина вместе со своим старшим Братом Виктором открыла свой первый кооператив. Так началась история знаменитой корпорации «Интеко».
Виктор Батурин: «В 1987 году я уволился с оборонного завода и остался у разбитого корыта, и сестра предложила создать первый кооператив, потому что она работала тогда в рабочей группе Мосгорисполкома».
В этой комиссии Батурина познакомилась с будущим финансовым магнатом Смоленским. Первые большие деньги будущая обладательница миллиардов не заработала, а заняла у бывшего босса Александра Смоленского, владельца «Столичного банка сбережений», одного из членов легендарной семибанкирщины.
Как писали газеты, он дал «Интеко» 6 миллионов рублей. Казалось, дело в кепке! Но верное дело у Батуриных вроде бы не выгорело. Впрочем, кто теперь об этом помнит.
Там же, в этой комиссии по кооперации при Мосгорисполкоме Лужков встретил Батурину. И это был не служебный роман, это была судьба. Зампред Мосгорисполкома, который славился своим свирепым нравом, в 50 лет, как влюбленный школьник, украдкой раздобыл телефон Елены. Потом, как в анекдоте: чай, кофе, потанцуем. Близкие Елены Батуриной так и ахнули: какого мужика отхватила!
Тем временем дни напролет то пил, то похмелялся, вспоминая свою Ленку, ее первый возлюбленный — Андрей Петров. Для него Лена всегда была «девчонкой с нашего двора». Дружили домами, но жизнь раскидала. Он искал смысл жизни на дне стакана. Она стала женщиной высокого полета и больших возможностей.
Андрей Петров: «Когда мать сказала, что Ленка вышла замуж за Лужкова, я чуть со стула не упал».
Если верить Виктору Батурину, сватовство Юрия Лужкова проходило за шахматной доской.
Возможно, это просто совпадение. Но после свадьбы Лужкова и Батуриной бизнес брата и сестры начнет расти вширь, а карьера Лужкова — вверх. Кто мог тогда представить себе, что скоро Елена Николаевна станет хозяйкой столицы, а спустя годы для ее мужа все это кончится громкой отставкой и скандальным бегством из страны?
Утверждал кандидатуру Лужкова на должность мэра лично Борис Ельцин. Для бюрократа у нового мэра оказалась на удивление живая фантазия — в духе кремлевских мечтателей. Ударить по пробкам дирижаблями не получилось? Не беда, есть много других креативных идей!
На проект подводных гаражей денег не выделили — уж слишком фантастику напоминало. Зато решили строить народные гаражи. Правда, ради этого сначала снесли настоящие народные гаражи, полученные горожанами еще при советской власти. Потом двух высших чиновников, курировавших проект, обвинили в растрате 130 миллионов рублей. Кстати, идея транспортных колец — личный патент Лужкова. А Батурины тем временем переключились с пластмассы на цемент и строительство.
Интересы компании «Интеко» сконцентрировались на рынке элитной недвижимости. В Москве начали расти небоскребы, офисные центры и жилые комплексы из стекла и бетона. Непростые люди за непростые деньги покупали непростые квадратные метры. И за каждым проектом стояло разрешение или постановление правительства Москвы.
Большие деньги любят тишину. Но в