В магазинах предлагают тысячи автомобильных дисков, но каждый четвертый непригоден для наших направлений.
Чтобы проверить надежность пяти разных дисков самого распространенного размера, сравнили два китайских литых диска с оригинальным заводским рисунком. Один куплен у дилера, реплику заказали в Интернете. Внешне они похожи, а цена в 5 раз меньше. Еще два диска с нештатным дизайном из России и Китая, а также обычную штамповку отечественного производства.
Колесные диски из сплавов алюминия и магния бывают литые и кованые. Литые отливают в формах, кованые прессуют и вытачивают, они крепче, легче, но в разы дороже. Миф о легких крепких дисках распространился на обычные литые. Покупатели уверены, что чем легче, тем лучше. Но из всех образцов только один легче стальной штамповки. Самый тяжелый и самый дорогой — литой диск от дилера. Он тяжелее штампованного почти на полтора килограмма.
Владислав Сигачёв, директор компании по ремонту дисков: «Литой, качественный диск будет весить в районе 10 килограммов. Хороший диск всегда будет достаточно звонко звучать, как натянутая струна. Если он весит хорошо и звучит хорошо, то он будет служить верой и правдой долгие годы».
Вес дисков влияет на их прочность. Испытания по правилам ООН подразумевают удар по диску под углом в 30 градусов. 6 из 23 купленных образцов разрушились на испытаниях. Чаще все же бьются диски на весенних ямах. ГОСТа на такие испытания нет, а в правилах ООН нет российских ям. Совместно с инженерами МАДИ пришлось рассчитать собственные условия эксперимента.
Все колеса выдержали удар, даже давление в шинах не упало, можно добраться до шиномонтажа. Но на дисках появились заметные вмятины. Меньше всех пострадал дилерский диск — только след в месте удара. Остальные приобрели форму яйца. Штампованный диск оказался мягче всех. Недорогой китайский поврежден не намного больше, чем оригинал, а дешевле в 5 раз.
Ремонт поврежденного обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещен. По требованиям безопасности европейской ассоциации производителей колес, литые диски абсолютно запрещено ремонтировать, а у нас такой ремонт предлагают едва ли не во всех шиномонтажах, хоть и признают, что это опасно.
Как выяснила программа «Главная дорога», прокатка штамповки обошлась в 550 рублей, а можно починить и кувалдой. Так делают даже в Европе. Правка литых дисков обошлась в тысячу рублей за каждый. Дешевая реплика оригинального диска при этом треснула, но без труда удалось найти мастера, который трещину заварил всего за 750 рублей.