Начав с Brexit, Британия может повторить судьбу Югославии. Неужели такое возможно?
Тем, кто предпочитает не замечать уроков истории, стоит почаще напоминать, что
Может ли Великобритания, планирующая выход из Евросоюза, повторить судьбу Югославии? И неужели Brexit, который начинался как долгий и нудный бракоразводный процесс между Британией и Европейским Союзом, в итоге действительно может привести к настоящей войне, причем там, где ее уж совершенно точно не ждали? Ведь порой кажется, что хитрый план Брюсселя как раз и заключается в том, чтобы посягнувшее на европейское единство королевство перестало быть соединенным.
Договор о выходе британский парламент отклонял дважды, а на этой неделе и вовсе бойкотировал голосование. Что не так с текстом соглашения, над которым работают почти три года — с тех пор как состоялся исторический референдум? Консерваторы заявляют, что сделка выгодна лишь Евросоюзу, и тот старается максимально «наказать» Британию за желание покинуть структуру.
Джеральд Ховарт, член консервативной партии: «Мы нация, которая заслуживает уважительного отношения к себе, мы не должны терпеть „наезды“ со стороны ЕС. А то, что делает Евросюз, иначе как „наездом“ не назовешь. Они откровенно наседают на нас, чтобы мы приняли их условия, заплатили им 49 миллиардов, и при этом помалкивали».
Но что это за условия, на которые никак не может согласится британский парламент? Камнем преткновения стал пограничный вопрос.
Джеральд Ховарт: «Это вопрос границы с Северной Ирландией, он сфабрикован европейской комиссией для того, чтобы расколоть Британию».
Европейские власти настаивают, чтобы после Brexit сухопутная граница между Северной Ирландией и Евросоюзом (в который входит Республика Ирландия) была открытой. Северная Ирландия, как часть Соединённого Королевства, останется в единой европейской таможенной зоне, и там будут действовать не британские законы, а законы ЕС. Сэр Джеральд называет это экономической аннексией.
Джеральд Ховарт: «Мы ни в коей мере не принимаем ситуацию, в которой наша Северная Ирландия может быть отрезана от всего остального Соединённого Королевства. Это часть королевства, а члены европейской комиссии вбивают клин намеренно!»
Получается, если Лондон примет условия Брюсселя, Северная Ирландия фактически превратится в колонию Евросоюза. Лидер партии Независимости Великобритании Джерард Баттен поясняет: в этом вопросе появляется реальный риск утраты суверенитета.
Джерард Баттен, лидер партии Независимости Великобритании, депутат Европарламента: «Они просят нас принять то, что противоречит нашей Конституции. В договоре есть пункт, по которому Евросоюз сам будет решать, как долго Северная Ирландия останется под его крылом».
Если Евросоюз и правда нащупал эту точку разрыва и готов жестко на нее давить, то где гарантии, что со временем они не подумают и об отторжении Северной Ирландии? А это уже риск военного конфликта. А ведь еще недавно самой страшной для Туманного Альбиона была угроза мифического российского «вторжения». BBC пугал британцев хорошо склеенным псевдодокументальным фильмом о том, как началась война. На тех же кадрах теперь можно также убедительно рассказывать о перспективах столкновения Британии и Евросоюза. Ведь неслучайно же Брюсель именно там раскачивает лодку: на карте Соединённого Королевства Северная Ирландия — самая болезненная точка, жители здесь хорошо помнят, как звучат выстрелы и взрывы.
Так быть «брекситу» или не быть — вот в чем вопрос.