Швейцария сообщила о том, что хранит у себя в стране уникальные документы, принадлежавшие писателю Владимиру Набокову. Музей-усадьба «Рождествено» из Ленобласти отреагировал оперативно. Ведь совсем скоро здесь начнется реставрация, после которой архив можно смело включить в фонды.
Городничий дом в Рождествене — постройки конца XVIII века — давно и убедительно вошел в сознание как усадьба Владимира Набокова. Музей преданно хранит 150 его личных вещей из общего фонда в 1800 предметов. И когда в городе снова заговорили о возможной передаче России наследия писателя, здесь не могли остаться в стороне. Пусть и запланированная реставрация этого не учитывала.
Если в ближайшее время фонд Набокова согласится передать архив в усадьбу Рождествено, он сможет расположиться только здесь, на втором этаже, где и сейчас находится фондохранилище. Понятно, что на время реставрации его придется перемещать. И вряд ли это обстоятельства, как и современные условия хранения, будут способствовать оперативному принятию решения. Впрочем, передача культурных ценностей никогда не происходит быстро, отмечает корреспондент НТВ Катерина Правдина.
Проект реставрации, которая должна начаться в следующем году, предусматривает основательные работы с несущими конструкциями здания, интерьерами… В доме создадут новую инженерную систему, а сам его приспособят под музейные нужды. Без ущерба оригинальным планировкам и историческим находкам, сделанным на основе иконографических материалов и натурных исследований. Их успели провести еще до пожара 1995 года.
Леся Колесникова, руководитель Музейного агентства Ленинградской области: «После реставрации фондохранилище переедет в цокольный этаж. Здесь будут существенно увеличены площади для хранения, будут выделены отдельные помещения для учета и хранения музейных предметов».
В цоколе намечены, наверное, наиболее глобальные работы. Помещениям придадут новое функциональное назначение. За исключением, конечно, исторической кухни, где уцелели старые балки перекрытий и осталось прежнее расположение отдельных предметов быта, которые, больше того, сохранили и свое предназначение.