Режиссер Марлен Хуциев снял всего восемь фильмов, но таких, которые профессионалы считают образцом настоящего искусства и изучают по кадрам, а зрители любят за искренность и притягательную атмосферу. Над своей последней картиной Хуциев работал 16 лет. Хотел рассказать о встречах Толстого и Чехова, об их разговорах о смысле жизни, смерти и бессмертии. Теперь коллеги Хуциева говорят, что лучшим памятником ему будет эта незаконченная лента с рабочим названием «Любимая моя жизнь» или «Невечерняя».
Режиссер Сергей Соловьёв в одном из интервью сказал: «Весна для меня, это когда Хуциев и Шпаликов спускаются по ступеням ВГИКа в столовую». И здесь весна — это оттепель, одним из символов которой Марлен Хуциев и был. Его первая весна — на Заречной улице — увидела свет в 1956 году. И влившись в советскую новую волну, смыла с экранов одномерные лозунги и плакаты.
Режиссер говорил, что все свои фильмы придумал, когда еще учился в институте. А потом просто снимал, никуда не торопясь, с кино у него были короткие встречи и долгие проводы.
Марлен Хуциев, режиссер: «Каждый фильм для меня — это попытка
Юрий Грымов, режиссер: «Он абсолютно сформировал лицо кино
Марлен Хуциев поступил во ВГИК в 1945 году, сразу после войны. И часто о ней снимал, но, как и все важные для него темы, никогда не показывал в лоб. Так, в лирической драме «Два Федора» нет боев и смертей, горечь потерь в переплетении двух судеб — солдата, потерявшего всех близких, и его
У Хуциева вообще многое было впервые. В «Заставе Ильича», например, впервые появились на киноэкране не актеры, а поэты — Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, читающие стихи в Политехническом музее. Причем чтения проходили в реальном времени, их организовали специально для съемок.
Хуциев был звездой настолько, что узкоспециальный журнал «Искусство кино» сметали с полок, только чтобы прочитать сценарий к «Заставе Ильича». Когда в 1963 году в Москву приехал Федерико Феллини, он первым делом захотел встретиться именно с Хуциевым. Но «Заставу Ильича» это не спасло. Партийной верхушке фильм не понравился, его заставили частично переснять, придумали новое название — «Мне двадцать лет», но и в таком виде он завоевал народную любовь. Потом был «Июльский дождь», где беззаботная легкость начала оттепели сменилась тревогой несбывшихся надежд.
Сергей Соловьёв, режиссёр: «У меня была первая производственная практика на картине Хуциева „Июльский дождь“. Он был один из самых честных и, я бы даже сказал, сумасшедше честных людей, которых я видел на съемочной площадке».
После распада СССР Марлен Хуциев почти не снимал — преподавал во ВГИКе, а в 2008 году был избран председателем Союза кинематографистов на волне недовольства Никитой Михалковым, который в то время занимал этот пост. Противостояние вылилось в многолетний раскол Союза. Но есть ли место этой прозе жизни в поэтичном наследии режиссера?