Что делать с теми, кто уехал в халифат искать простые ответы и теперь хочет вернуться? Нет простого ответа. И тут даже Лавров и Помпео едины халифат может считаться побежденным, но он явно мог просто затаиться. Потому что никуда не делись его граждане. Выбор небольшой: сдаться или погибнуть в своих тоннелях.
Джон Кириаку, бывший аналитик ЦРУ по Ближнему Востоку: «То, что сейчас происходит, может быть не сдачей в плен, а просчитанным решением обезопасить свои семьи. Они отправляют женщин и детей в лагеря беженцев, чтобы переправить их к нам».
Шамима Бегум в 15 решила бежать в Сирию и стать невестой джихада. Имам мечети в Лидсе, в которой Шамима и две ее подруги изучали Коран, отказался от комментариев. Но в своей проповеди объявил: он против того, чтобы Шамима возвращалась, потому что это будет опасно для всей мусульманской общины.
И ведь тут очень тонкий момент — министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид объявляет: «На территории халифата может быть несколько сотен детей, которых британки либо вывезли, либо эти дети родились уже на месте. И с юридической точки зрения их будет очень сложно вернуть в Великобританию». Он явно ищет зацепку в законе, чтобы не позволить ни экстремистам, ни их детям оказаться в Британии.
Джон Кириаку: «Люди не могут быть бездомными, что бы они ни совершили. Их нужно вернуть и судить, иначе они будут еще опаснее. Они будут бесконтрольно перемещаться по миру как отверженные, проповедовать и нести смерть. Им нечего терять. Такие хрупкие системы, как сейчас в Сирии и Ираке, могут не выдержать. Лучше террористы предстанут перед нашим судом и окажутся в наших тюрьмах, чем на свободе».
Дискуссия уже слишком острая. С одной стороны, европейские ценности, шанс на перевоспитание, гуманизм, по крайней мере, по отношению к женщинам и детям. С другой стороны, все прекрасно помнят, в какой ужас погружается Франция после каждого теракта. И помнят, как бесконтрольно перемещаются те, кто теракт совершил, по Европе. И как спецслужбы каждый раз не могут просчитать, откуда появится