Музей, посвященный восстанию узников немецкого концлагеря «Собибор» приостановил работу из-за финансовых проблем и отсутствия поддержки со стороны польского Минкульта. Когда Россия предложила свою помощь в строительстве нового музея и мемориала лагеря «Собибор», в дело вмешалась большая политика.
Сейчас на месте лагеря «Собибор» строится мемориальный комплекс. Участвуют Польша, Нидерланды, Словакия и Израиль. Россию поначалу тоже пригласили, но потом приглашение отозвали.
Илья Васильев, председатель правления Фонда памяти Александра Печерского: «В той экспозиции, которая была с начала
В
Ирина Великанова, директор Государственного центрального музея современной истории России: «История началась несколько лет назад, еще в 2013 году. Затем в 2017 году России неожиданно отказали в том, чтобы участвовать в разработке научной концепции, содержательной вот этого нового мемориала».
Мачей Вишневский, историк, журналист: «Все время в польском политическом правящем классе появляются новые идеи, что сделать, чтобы уничтожить все следы советского Союза и России».
Получается, в Польше политики воюют с мертвыми. Историк и реконструктор Мачей Поремба уверен: в Польше не должны забывать, что Варшаву освобождала Красная армия, а «Собибор» сделал знаменитым и рассказал о нем миру советский офицер.
Мачей Поремба, историк, реконструктор: «Единственный удачный побег из лагеря смерти — Печерского!»
Из всех восстаний в фашистских концлагерях восстание Александра Печерского было единственным успешным. После него фашисты сровняли «Собибор» с землей и на его месте посадили картошку и капусту. И что перевесит сейчас — общее дело или политические интриги? Могут ли Россию не допустить к участию в проекте? Пока все увязло в бумажной волоките.
Ирина Великанова, директор Государственного центрального музея современной истории России: «Складывается впечатление, что организаторы конкурса делают это намеренно, чтобы затем по формальному признаку отстранить любую из заявок».