В Госдуме несколько лет обсуждаются расплывчатые формулировки и лазейки некоторых статей закона о холодном оружии. И они пока не гарантируют, что хозяин, к примеру, раритетного клинка не окажется на скамье подсудимых.
По количеству
Вячеслав Васильев, коллекционер: «Пришли, сделали контрольную закупку и доказали, что это оружие является холодным. Хотя я его только собрал. Я поставил рукоятку на него».
Коллекционер и реконструктор из Владимира отреставрировал кортик офицера вермахта. Покупателями редкого экземпляра оказались… полицейские. Васильеву дали полтора года условно за незаконное изготовление оружия, а жене — полтора месяца административных работ за сбыт. Реконструкторы не на шутку забеспокоились и резонно задаются вопросом: как быть? Они ведь тоже обменивают и продают реквизит на сайтах и форумах, а там что ни изделие, то статья УК РФ.
Алексей Гнедовский, коллекционер: «Согласно закону, любое холодное оружие, произведенное ранее 1945 года, считается антикварным, но, естественно, у сотрудников правоохранительных органов могут возникнуть вопросы, они не обязаны разбираться в таких тонкостях».
Коллекционеры советуют регистрировать все свои шашки, кинжалы и кортики в Минкульте, даже если храните дома. Обезопасите прежде всего самого себя. Но даже это не убережет от возможной экспертизы. Правоохранительные органы можно понять — они опасаются бесконтрольного оборота опасных предметов. Но вот парадокс: табуретка, бутылка и даже зубочистка тоже могут стать орудием убийства, а кухонный нож, если верить статистике, — вообще криминальный рекордсмен.
Многие оружейники нашли лазейки в законодательстве. Нужно всего лишь изменить один из 9 параметров клинка, чтобы он оказался на одном прилавке с носками и магнитиками. Немного измененное лезвие вполне официально превращает полуметровый мачете в шинковочный инструмент домохозяйки.
Как считают эксперты и оружейники, с тех пор, как ножи перестали вписывать в охотничьи билеты, ограничения на владение холодным оружием стали формальностью, но породили ту самую серую зону, почву для коррупции и злоупотреблений. Найдется ли клинок, чтобы разрубить этот узел?