Мировая премьера «Мессы поминовения» композитора Родиона Щедрина в Концертном зале Мариинского театра прошла с невероятным аншлагом. Корреспондент НТВ наблюдал за хоровым исполнением и вспомнил визиты легендарной Майи Плисецкой, которой и посвящена месса, в Петербург.
На этой мировой премьере инструменты симфонического оркестра скорбно безмолвствовали. Хор Мариинского театра а капелла обрушил на зрителей мощный каскад многоголосия. Автор произведения «Месса поминовения» Родион Щедрин за годы творчества так и не присоединился ни к одному из музыкальных направлений, но здесь постарался соблюсти жанр духовной музыки и при этом донес свое послание. Которое он адресовал своей супруге — великой Майе. Партитура мессы посвящена ее памяти.
Композитор и балерина в Петербург приезжали неоднократно. На премьерах супруга всегда была Плисецкая. Иначе быть не могло: свои лучшие произведения Щедрин посвящал ей. Конечно, они были они и в Концертном зале Мариинского театра.
У замечательного фотопортрета балерины в фойе всегда лежат живые цветы. Снимок сделан как раз на одной из премьер. Майя Михайловна была первым зрителем на исполнении и всегда поддерживала супруга.
Как передает корреспондент НТВ Павел Рыжков, сегодня в репертуаре Мариинки максимум концертов, симфоний и опер Щедрина. На этой сцене идет первая опера композитора «Не только любовь», которая также была посвящена Плисецкой. Те, кто хорошо знал эту легендарную пару, всегда наблюдали за их отношениями. И удивлялись, что вместе они иногда бывают весьма трогательны и непосредственны.
Сегодня первое премьерное исполнение, которое посвящено Майи и без Майи. Сложнейшая задумка композитора, в которой использованы фразы, высеченные на надгробии могилы Гоголя.
Первая — из Ветхого завета, автором которой стал пророк Иеремия: «Горьким словом моим посмеюся». Другая взята из откровений Иоанна Богослова: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Эти слова не только завершают Апокалипсис. Эта ключевая фраза стоит в самом конце всего христианского Священного Писания.
На исполнении «Мессы поминовения» на лице Щедрина были заметны слезы. Это лучшее, что он мог сделать для нее — великой и непостижимой для миллионов, любимой и обожаемой для него. Композитора связывала с балериной не только любовь, но и безумная страсть к искусству.