В берлинском районе Карлхорст, известном как место подписания акта о капитуляции Третьего рейха, начали возводить элитный жилой комплекс.
Сегодня в берлинском районе Карлхорст, известном как место подписания акта о капитуляции Третьего рейха, начали возводить элитный жилой комплекс. Апартаменты для зажиточных бюргеров расположатся там, куда их предки попасть явно не стремились, — на территории бывшей европейской
Кабинеты, откуда
Йозеф Море, директор музея
Директор музея Карлсхорст привычно повторяет текст, что здесь произносят уже полвека: «Вот эти кители, вот этот зал, где Кейтель в мае 1945 года подписывал капитуляцию.
Для советских туристов, приезжавших в Восточный Берлин, Карлсхорст был всегда неизбежным пунктом программы. Былую историю тут, как и паркет, начищали до блеска и высекали в граните. И только о том, что прямо за окнами
Йозеф Море, директор музея
Евгений, хоть и представляется простым старожилом Карлсхорста, а про прежних соседей музея
Евгений, житель Берлина: «Официальная функция — полк охраны советского гарнизона и советского посольства, размещенного, правда (вот нестыковка!), на другом конце города. Зато неофициально это был самый крупный, можно сказать, разведцентр в Восточной Европе».
Разведцентр, отвечавший отчасти и за Европу Западную. Во времена, когда разведчики еще шпионили не по спутникам, а по улицам, находиться на самой границе с потенциальным противником для советских спецслужб было стратегически важно.
Гигантский дворец Берлинской инженерной академии, отстроенный вермахтом перед Второй мировой для подготовки саперов, КГБ и внешняя разведка СССР получили уже в
Евгений, житель Берлина: «Или жители продавали свои дома за символическую плату, или их просто выселяли. Территория была закрытой. У них был свой магазин, своя парикмахерская, свои гостиницы, свой офицерский клуб. То есть жизнь протекала в этом замкнутом пространстве».
Все эти годы на чекистском жаргоне оно называлось не Карлсхорст, а Карловка. Кроме коллег из Штази в здании напротив немцев здесь почти не было. В бурные дни в июне
По прошествии 30 лет, как говорят, сюда же в загранкомандировку прибыл и офицер КГБ Владимир Путин, уже из Берлина отправленный на разведточку в Дрезден.
Себастиан Шёпфлин, представитель застройщика: «Впервые войдя внутрь, мы были потрясены теми площадями, которые достались нам в наследство от советской разведки и КГБ. За 16 лет тут все так заросло, что пришлось расчищать территорию от целого леса».
Новые хозяева у бывшей советской резидентуры нашлись лишь теперь, во времена, когда здание признано памятником истории. Немецкий застройщик руками славянских гастарбайтеров превращает рассекреченный спецобъект в элитный по берлинским меркам жилой комплекс. Жизнь во дворце по три тысячи евро за метр.
Себастиан Шёпфлин, представитель застройщика: «Внутри после всех этих лет присутствия КГБ реставрировать уже нечего. Разве что бывший офицерский кинозал. Тут будет самая роскошная квартира».
А пока здесь свалка истории. Кроме
Вместе с историей всей Германии история берлинского Карлсхорста возвращается на круги своя. Пройдут годы, и в этом дворце и виллах вокруг вновь начнется та сонная бюргерская жизнь, что царила здесь в прошлом столетии.
О последней зарубцевавшейся ране на карте города будет напоминать разве что музей. Да и он полвека спустя из музея немецкой капитуляции переименован в