В минувшие выходные сотни тысяч человек по всей стране и те, кто воевал, и те, кто ждал солдат дома, вспоминали памятную дату: 30 лет окончания вывода советских войск из Афганистана. Среди них и Валерий Бурков. Из Афганистана он вернулся инвалидом, потеряв обе ноги. Последний герой Советского Союза был советником Ельцина, потом ушел в бизнес, и вдруг полковник авиации принял монашеский постриг.
Инок Киприан: «Кто может сказать, что самое страшное на войне?»
Ответ на этот вопрос инок Киприан не в книгах вычитал. Это сейчас он ведет монашескую жизнь, изредка встречаясь со школьниками и рассказывая им о добре и зле, 35 лет назад он был Валерием Бурковым, авианаводчиком в Афганистане: рискуя жизнью, корректировал удары советской авиации по позициям противника. Эта война его многого лишила: на задании погиб отец, а потом сам Бурков подорвался на мине и потерял обе ноги. Но много же и дала.
Инок Киприан: «Это самый полезный для меня в моей жизни период, потому что до Афганистана у меня не было стержня, скажем, а в Афганистане он появился. Я понял, ради чего можно жить, ради чего можно отдать жизнь».
В госпитале, когда ему сообщили о потере ног, он вспомнил летчика Маресьева, и этот образ, как икона, вел его дальше. Он учился заново ходить уже на протезах.
Инок Киприан: «Когда я пришел в Генштаб ВВС проситься о восстановлении в кадрах в порядке исключения, то там даже не поняли, что я на протезах».
Вскоре летчик на протезах стал полковником и героем СССР — последним. Позже был советником президента Ельцина. Из коридоров власти он ушел в бизнес. Рос успех, но росла и пустота внутри.
Инок Киприан: «Когда ты богат — а я был достаточно богатым человеком, — когда у тебя все есть, ты везде побывал, это по второму кругу уже не интересно. И тогда ты начинаешь думать, куда себя приложить, и не находишь, потому что ты уже все прошел».
Веру полковник Бурков обрел давно, еще после первой клинической смерти. Всего их было три. Но лишь на
Инок Киприан: «Без любви нет счастья и не может быть. А в христианстве Бог есть любовь. Я сейчас стал счастливым человеком».
Как стать счастливым, теперь Киприан учит всех, кто приходит к нему на прием в центр христианской психологии. К нему обращаются с проблемами, печалями и сомнениями. Инок получил дополнительное образование и работает также с болящими, как он сам говорит, людьми.
Его нынешние беседы — о мире во всем мире и спасении души. И лишь когда он берет в руки гитару, преображается, в нем словно просыпается тот самый мужественный летчик, который знает, что самое страшное на войне — не погибнуть, а очерстветь душой.