Искусствоведы главного музея Петербурга рассказали корреспонденту НТВ об открытиях, сделанных при изучении старинных украшений XVI-XVII веков из Поднебесной.
Желание хранителя Эрмитажа Марии Меньшиковой — в год Желтой свиньи разгадать тайны китайской коллекции из желтого металла. Например, золотые заколки попали в нее во времена Екатерины II. Их могли носить в головном уборе только члены императорской фамилии Китая. Но как именно они попали в Россию неизвестно. Для специалистов не решен вопрос и относительно того, как их реставрировать.
Тончайшую работу китайских мастеров сначала необходимо изучить в том числе на разных микроскопах: электронном и сканирующем. Чтобы увидеть мельчайшие повреждения. В
Филигрань соткана из нитей чистого золота, тоньше человеческого волоса в два раза. И как китайские мастера умудрялись делать столь миниатюрную работу непонятно даже заведующему лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Эрмитажа Игорю Малкиелю.
Тогда не то чтобы электронных, оптических микроскопов не было. Если первые линзы появились в позднем Средневековье, то у китайцев было более мощное приспособление. Это колба, наполненная водой, либо хрустальные линзы.
Для склейки тончайших нитей применяли вишневый клей или сделанный из айвовых косточек. Сейчас в оснащении лаборатории реставрации драгоценных металлов есть лазер для сварки столь миниатюрных золотых изделий. Точечным огнем лазерной сварки можно возродить даже крошечного феникса на императорской заколке.