В Эрмитаже представили лучшее из собрания музея и работы современных мастеров.
Неувядающее цветочное искусство. В Эрмитаже представили, ставшую уже традиционной, выставку петербургских мастеров фарфора. В этот раз экспозицию посвятили одному из самых популярных видов цветов — розе.
Проект подготовлен музеем вместе с Императорским фарфоровым заводом. Что позволило показать не только старинные произведения искусства, но и работы современных мастеров.
Произведения оценил корреспондент НТВ Павел Рыжков.
На этой выставке большие букеты с розами как никогда символичны. В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка «Фарфор и роза» из цикла «Подношение к Рождеству». Названо так потому, что этот элемент художественной росписи появился вместе с первыми порцелиновыми изделиями в Европе еще в XVIII веке.
Потом так называемый мейсенский букет повторялся многократно многими мануфактурами, в том числе и нашим императорским заводом. Например, предметы из сервиза, который, судя по названию, использовали часто — «Вседневный».
Его создали во времена Екатерины II, копируя известную парижскую посуду. Российские мастера создавали и оригинальные изделия. Некоторые не только никогда не выставлялись, но и в каталогах их не найти.
Наталья Петрова, куратор выставки: «Это работы известного мастера Петра Иудовича Иванова, который делал букет из белых бисквитных цветов, который находится в музее Императорского фарфорового завода. А в данном случае это такая чернильница. Крышечки сделаны из розочек и артишоков. Это не костяной фарфор. Это тоньше».
Императоры и члены их семей заказывали роскошные подарки, чаще к Рождеству. По приказу Николая Павловича был изготовлен знаменитый сервиз «Коттедж» из 530 предметов. Сегодня на фарфоровом заводе делают по специальному заказу несколько меньший набор, но лепестки роз есть и здесь.
Фарфоровые изделия выставлялись не только на стол, но и становились частью царского интерьера. Ремесло росписи передавалось по наследству десятки лет.
Наталья Петрова, куратор выставки: «У нас здесь две вазы работы Константина Красовского. Это последний представитель династии Красовских на императорском заводе. Выставленная
Роза как декоративный элемент пережила смену строя и даже вписалась в новую стилистику, которая должна была служить советской пропаганде. Изображение розы использовали в написании официального названия революционной республики. Монограмма РСФСР составлена из розочек. И даже фарфоровый морячок получился с розой во рту.
Потом розу художники умудрялись совмещать даже с главными символами советской власти — красной звездой, серпом и молотом. А ведь этот геральдический знак власти позаимствован из христианского учения.
Красная роза имела значение стигматов страданий Христа, белая — невинности девы Марии. А розовая обозначала первую любовь. Цветок на фарфоре никогда не использовали на Востоке и в Китае — на родине фарфора.
Там главным элементом были хризантемы и другие цветы. Интересно, что и современные художники уже в XXI веке, создавая самые причудливые формы, не могут обойтись без этого нежного символа.