Сегодня правительственная комиссия поставила точку в истории с Химкинским лесом. После дополнительного изучения всех аспектов и экспертных мнений члены комиссии объявили свое решение.
Сегодня правительственная комиссия поставила точку в истории с Химкинским лесом. После дополнительного изучения всех аспектов и экспертных мнений члены комиссии объявили свое решение: новую скоростную трассу между Москвой и Петербургом нужно прокладывать по первоначальному проекту, то есть через Химкинский лес.
Комиссия уже доложила о своем решении президенту. Именно Дмитрий Медведев в конце лета — после многочисленных протестов экологов — приостановил стройку для дополнительной проверки и публичного обсуждения. Сегодня члены комиссии представили доказательства того, что существующий проект ничем не хуже альтернативных.
Корреспондент НТВ Роман Соболь с подробностями.
Летом в Химкинском лесу разворачивалась настоящая спецоперация. Вначале строители, тихо, втайне от местных жителей, забросили тяжелую технику в самую середину леса, так что снаружи ничего не было видно, а в центре уже появилась широкая просека. Потом экологи спохватились, высадили в лесу свой десант, настоящий партизанский лагерь разбили.
Противостояние недолго оставалось мирным. Некие молодые люди, якобы сочувствующие защитникам природы, разгромили здание Химкинской администрации. Вмешался президент Медведев. Стройку остановили, временно — пока специальная комиссия не взвесит все «за» и «против».
Сергей Иванов, заместитель председателя Правительства РФ: «Никто не оспаривает, что дорогу так или иначе нужно строить. Здесь, насколько я понимаю, у нас консенсус в обществе. Этот консенсус в основном проистекает
По поручению президента к обсуждению проекта пригласили экологов и общественные организации. Наверное, это надо было сделать раньше. В этом уверен президент Медведев. Его отношение к истории Химкинского леса сегодня озвучила
Наталья Тимакова,
Сигнал получен и расшифрован. Но чтобы каждую масштабную стройку выносить на всенародное обсуждение, нужно менять не только привычки чиновников, но и некоторые законы.
Юрий Трутнев, министр природных ресурсов и экологии РФ: «Мы начали экологическую экспертизу и общественное обсуждение тогда, когда проект был уже в разгаре. Совершенно очевидно, что все можно было сделать спокойнее и точнее, если бы экологическая экспертиза была осуществлена заранее. К сожалению, законодательством Российской Федерации экологическая экспертиза подобных объектов сейчас не предусмотрена».
Комиссия просчитала разные варианты, и вот окончательный вывод: при всем несовершенстве нынешний проект — наименьшее из зол. Если вести трассу иначе, через Молжаниново, придется снести несколько десятков жилых домов, вырубить еще 90 гектаров леса, а вместо трех лет строительство растянется на целых семь.
После обсуждения с общественностью предложен компромисс: вокруг Химок высадят деревьев в пять раз больше, чем было срублено. Оставшуюся часть Химкинского леса обещают облагородить — очистить от стихийных свалок и впредь строго охранять.
Сергей Иванов, заместитель председателя Правительства РФ: «На протяжении того участка дороги, который идет через Химкинский лес и составляет по длине восемь километров, не будет никакого строительства придорожной инфраструктуры. Ничего, связанного с возможной вырубкой леса на большой территории».
А еще будущую трассу наглухо закроют шумопоглощающими щитами, а под дорогой пророют туннели для свободной миграции животных.
В споре о Химкинском лесе, конечно, учитывали и такой аргумент: строительство зашло слишком далеко, из 100 гектаров уже вырубили 80. Возможно, обсуждение запоздало, главное, чтобы в будущем об этом уроке не забывали.