В Иране сняли реалити-шоу о подготовке приговоренной женщины к средневековой казни через избиение камнями.
Сегодня в эфире многих мировых телекомпаний показывают фрагменты фильма, снятого иранским каналом, что само по себе огромная редкость. Программа, по сути, — следственный эксперимент по нашумевшему делу иранки Сакине Мохамади Аштиани.
Женщину признали виновной сперва в супружеской измене, потом — в сговоре с целью убийства мужа и приговорили к смерти через побивание камнями — жестокой казни, применение которой вызывает в цивилизованных странах ужас и гнев. Но Иран, судя по всему, перешел в информационную контратаку, превратив подготовку к средневековой казни в
Павел Матвеев посмотрел запись. Репортаж НТВ.
Сакине Мохамади Аштиани — грешница, убийца и блудница. Исчадие ада, каким она предстаёт в фильме иранского государственного канала, вещающего, заметим, на английском языке. С бесстрастным лицом она рассказывает миру, как изменила мужу и убила его в
Сакине Мохамади Аштиани: «Мужу нездоровилось. Он сходил к врачу, и ему прописали укол. Лежал муж здесь».
Качеству реконструкции позавидует любой западный документальный канал. Все в мельчайших деталях — настоящий следственный эксперимент.
Сакине Мохамади Аштиани: «Я оставила сумку с лекарствами здесь. Потом взяла ту инъекцию, которую принес Иса Тахери. Этот укол должен был усыпить мужа».
Иса Тахери — это любовник блудной жены и автор идеи убийства ее благоверного. И, строго говоря, его непосредственный исполнитель.
Сакине Мохамади Аштиани: «Он решил убить мужа электричеством. Привязал к ногам оголенные провода. Шесть раз он подключал провода к розетке, но муж был все еще жив и шевелился. Седьмая попытка прикончила его».
Это сейчас, спустя годы, она описывает убийство, как поход за хлебом. А тогда совесть замучила: в полицию Аштиани пришла сама. И дальше стали твориться странные вещи.
Сначала Сакине приговорили к 99 ударам плетьми за измену. Суду более высокой инстанции этого показалось мало, и он вынес решение о смертной казни через повешение. Спустя год ее заменили тюрьмой, а потом снова вернули высшую меру, только уже через побивание камнями.
Это древний вид казни и, пожалуй, самый жестокий из дошедших до наших дней. Помимо Ирана его практикуют в Ираке, Афганистане, Пакистане и Сомали. Женщину, уличенную в измене, закапывают по пояс в землю и забрасывают камнями, пока она не умирает в страшных муках.
Само собой, решение суда вызвало возмущение на Западе, в том числе на очень высоком уровне. А правозащитники уверены, что в этом деле вообще не все чисто.
Хади Гаеми, координатор международной кампании за права человека в Иране: «Им абсолютно неважно, как все выглядит с юридической точки зрения. Они сделали из этой женщины марионетку в спектакле, единственная цель которого — убедить всех, что она виновна. Иранские власти из кожи вон лезут, пытаясь оправдать свои действия».
История и правда довольно темная. Адвоката и сына Аштиани тоже арестовали и убрали под засов подальше от глаз людских. А немецких журналистов, пытавшихся недавно раскопать правду об этом деле, схватили и обвинили в шпионаже.
Рамин Мехманпараст, официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана: «Наше правительство продемонстрировало небывалую гуманность по отношению к задержанным иностранцам. Им в порядке исключения предоставили возможность общаться с немецкими дипломатами. Кроме того, на Рождество заключенным возможно разрешат пообщаться с родственниками. Сейчас мы рассматриваем соответствующее прошение».
Демонстрация фильма об Аштиани, естественно, тоже вызвала на Западе возмущение. Спрашивается: и зачем иранцам понадобилось гусей дразнить, к Тегерану и так отношение в мире неласковое. Ответ парадоксален лишь на первый взгляд: как раз затем, чтобы вызвать возмущение.
Торг вокруг Аштиани идет давно, ее должны были казнить еще в июле, но отложили казнь именно
Сигнал Западу: грех Аштиани чудовищен, но мы еще можем передумать. А передумаем мы не просто так, а за