Врачи Бакулевского центра заново сконструировали сердце на операционном столе.
Сегодня в Центре
Репортаж корреспондента НТВ Николая Захарова.
На операционный стол девушка из Таджикистана с необычным для российских врачей именем Нигинама попала, находясь между жизнью и смертью. То, что ей исполнилось 30, доктора называют чудом: с такой болезнью чаще всего умирают еще в детстве. Слова «большое сердце» для Нигинамы — не похвала, а диагноз.
Лео Бокерия, директор Научного центра
Все
В операционной — плюс 16, чтобы высокая температура не повредила сердце. Его на время операции остановили, и кровью организм женщины снабжает металлический ящик в углу. У стола Лео Бокерия. Чересчур большое сердце Нигинамы он разрезал на кусочки и сшил заново, только нужной величины. А еще — манипуляции на клапане. Чтобы провести такую операцию, хирург должен владеть сразу несколькими специальностями.
Операция эта уникальна еще и тем, что пациентке в истонченную сердечную стенку введут стволовые клетки. Доктора предполагают, что, разрастаясь со временем, они как бы построят мышцу изнутри. То есть она начнет правильно качать кровь. Но само превращение стволовых клеток в ткань — это лишь гипотеза ученых, и, наблюдая за пациенткой после операции, кардиологи Бакулевки смогут либо подтвердить ее, либо опровергнуть.
Но даже если стволовые клетки не приживутся, жизнь женщины спасена. Врачи устранили смертельную аритмию.
Эта операция проходила во время съезда врачей сердечной и сосудистой хирургии. Доктора из России и Европы приехали, чтобы поговорить о том, как эффективно лечить больные сердца. Пациентов, подобных Нигинамо, в России немало. И часто люди в последнюю очередь соглашаются на операцию в отечественной клинике, или больницы не могут их проводить.
Чарльз Янка, кардиохирург (Германия): «У нас в Германии — 82 кардиологических центра, и примерно пять из них — такие же крупные, как Бакулевский. Мы тоже проводим такие операции пока в экспериментальном порядке. Речь идет о восстановлении омертвевших тканей сердца».
После четырехчасовой операции Лео Бокерия говорит: все прошло, как и запланировано.
Лео Бокерия, директор Научного центра
Важна не только сама операция, но и то, как пациентка перенесет послеоперационный период. Если все пройдет, как и запланировано, завтра утром Нигинама сможет уже ходить. А через несколько лет позволит себе то, о чем так мечтала, — стать мамой. Врачам она сказала, что хочет сына и дочку.