7 декабря свой день рождения отмечает Государственный Эрмитаж. В честь праздника на Дворцовой площади установили видеоинсталляцию с ожившими персонажами времен Ренессанса. А в Зимнем дворце открылась монографическая экспозиция, посвященная мастеру раннего Возрождения Пьеро делла Франческе.
В таком декорированном виде посетители и вовсе не узнают Пикетный зал Зимнего дворца. С помощью натянутых на конструкции тканей дизайнеры сымитировали интерьер итальянской базилики.
Как передает корреспондент НТВ Павел Рыжков, оформление выставки отчасти воспроизвело архитектурную идею Пьеро делла Франчески, изображенную на его знаменитой картине «Благовещение». В Эрмитаже представлена верхняя часть полиптиха святого Антония Падуанского.
Именно это произведение на дереве из итальянской Перуджи характерно демонстрирует открытия живописца раннего Возрождения в области построения перспективы. Мастер периода кватроченто — так ещё именуют искусство XV столетия — одним из первых представил пространство, благодаря математическим вычислениям.
Перспективное построение изображаемой архитектуры смягчает средневековый золотой фон. По стопам Франчески пошли многие живописцы эпохи Возрождения, но именно он стал одним из тех, кто заложил основы будущего реалистического искусства. В изображении легкости и совершенстве форм он достигает таких вершин, что впоследствии лично знавшие Пьеро назвали его монархом живописи. Однако эту экспозицию можно назвать и элитарной.
Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, кандидат искусствоведения: «Ботичелли очень легко узнать. Подошел, увидел голую Венеру, красивые волосы. Всё замечательно. А чтобы воспринять Пьеро, надо обладать
Провинциал и простолюдин в профессии смог вознестись, работая при крупнейших дворах того времени, в том числе и при папском престоле, навеки запечатлевая для истории самых жестоких правителей позднего Средневековья, опекавших искусство.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «История Возрождения состоит из тиранов, опекавших искусство. При этом вещи удивительной красоты и тонкости. Мы частично восстановили один из алтарей, собрав вещи из Лиссабона, Милана и Лувра».