Западная пресса сегодня широко освещает заявление командования ВМС США о демонстративной акции у берегов России. Американские военные утверждают, что их эсминец «бросил вызов чрезмерным морским претензиям» России, приблизившись к ее военной базе в заливе Петра Великого на Дальнем Востоке.
В Минобороны России эти заявления расценили, как пустое бахвальство, отметив, что корабль прошел в сотне километров от российских территориальных вод и при этом все время находился под контролем сил Тихоокеанского флота.
И сегодня же CNN, ссылаясь на официальные источники, сообщила, что Пентагон готовится направить свой боевой корабль в Чёрное море в связи с инцидентом в Керченском проливе и возросшей напряженностью между Киевом и Москвой. По данным телекомпании, Госдеп уже предупредил об этих планах Турцию, которая контролирует прохождение судов через Босфор. Ранее украинский президент Порошенко обратился с призывом к странам НАТО увеличить свое военное присутствие в Чёрном и Азовском морях.
Возникает вопрос о правовом аспекте таких действий. Правила судоходства в Чёрном море регулирует принятая в 1936 году конвенция Монтрё. Торговые суда нечерноморских государств заходят в Чёрное море свободно, а вот на военные распространяются жесткие ограничения. За 15 суток надо запросить разрешение Турции на проход через проливы Босфор и Дарданеллы.
При этом зайти в Чёрное море могут только небольшие военные суда, их общий тоннаж не должен превышать 45 тысяч тонн. И, наконец, находиться в акватории Чёрного моря военные суда нечерноморских государств могут 21 сутки — не более. Впрочем, это правило американцы уже не раз нарушали, объясняя свои задержки разного рода накладками и поломками.
Что касается Азовского моря, то там, помимо того, что оно мелководное ( кораблям с осадкой ниже 7 метров ходить будет сложно), нужно получить согласие двух государств — Украины и России.