Начиная с завтрашнего дня, любой желающий изучить Кодекс чести самурая и сможет это сделать буквально в двух шагах от Кремля, с использованием наглядных пособий, да таких, что нагляднее некуда.
Начиная с завтрашнего дня, любой желающий изучить Кодекс чести самурая и сможет это сделать буквально в двух шагах от Кремля, с использованием наглядных пособий, да таких, что нагляднее некуда. Организаторы проекта «Самураи. Искусство войны» («Самураи. Art of war») слова «выставка» применительно к своему детищу тщательно избегают, предпочитая называть его «интерактивным действием».
Корреспондент НТВ Владислав Сорокин убедился, что на музей это и правда не похоже.
Грандиозное сражение при Сэкигахаре случилось в 1600 году, в нем участвовали 170 тысяч воинов. В центре Москвы выставили только 26, всех остальных обещают показать в созданной специально для выставки
Георгий Аистов, организатор выставки «Самураи. Искусство войны»: «Так могла выглядеть настоящая японская самурайская рубка. Настоящие копья, которые ужасного размера. Ими протыкали людей насквозь, поэтому это достаточно драматическая, напряженная вещь».
Когда Ксении рассказали о самурайском дефиле, ее наполнил священный трепет. Еще ни разу с древними экспонатами (доспехи — XVII века) не обращались так свободно. Костюм мужской, но найти мужчину самурайской комплекции — худого и низкого роста -оказалось не просто.
Георгий Аистов: «Много можно рассказать о наших доспехах, потому что они принадлежали великим воинам и кланам. Пожалуй, вот этот доспех самый интересный, он находится в стекле. Этот доспех ордена Бунаго — одного из самых известных одиозных самураев».
Ода Набунага — японский Иван Грозный, прославившийся своей жесткостью, национальный герой начавший объединение Японии. Его доспехи — с золотыми и серебряными вставками.
Экспозиция оценивается в миллионы, но главное, что все вместе: доспехи, мечи, ритуальные предметы, драгоценности еще не выставлялись, а для полного погружения в тему организаторы намерены устраивать чайные церемонии и читать лекции. Выставка о древнем, но в современном стиле —
После реконструкции битвы посетители выставки попадают в японский храм. Там есть японский меч, японский барабан, ударом в который отпугивали злых духов. С точки зрения выставки, эта часть экспозиции очень важна, потому что понять вещи, о которых речь пойдет дальше, можно только с помощью веры. Все свое логическое мышление нужно оставить здесь.
Юрий Аистов на середине своего рассказа о феноменальных японских мечах вдруг предлагает взять один из них в руки.
Юрий Аистов, мастер мяча, куратор проекта «Самураи. Искусство войны»: «Вы берете одной рукой за хвостовик. То есть вы перехватываете его. И вот в руках жалящее, смертоносное оружие. То есть практически это реальный меч XVI века. В нем есть энергия, он оживает».
Меч будто наполнен электричеством, Юрий рассказывает, что после того, как он почистил все экспонаты, у него здесь были видения. Потому что в каждый меч заключена душа его мастера. В это верит не только Юрий, вся история самураев пропитана этой верой. За обладание заколдованными мечами работы мастера Мурамаса в средневековой Японии даже казнили.
Юрий Аистов, мастер мяча: «Каждое прикосновение к мечу, является такой реальностью, в которой вы начинаете понимать, что не только материальный мир обладает реальностью, а и эти внутренние вещи. Это очень убедительное доказательство».
Это трудно принять, но еще труднее понять. Говорят, что неяпонцу никогда не осмыслить жизненные установки самураев. Как это — всю свою жизнь провести в служении господину и идеи? Как это — сознательно выбрать смерть, как только появится возможность умереть достойно.