В российской армии могут появиться военные аэростаты. Сейчас их испытывают в Саратовской области.
В российской армии могут появиться военные аэростаты. Сейчас их испытывают в Саратовской области. Воздухоплавательные аппараты оснащают новейшим оборудованием.
Репортаж корреспондента НТВ Сергея Савина.
На аэродроме этот объект сразу бросается в глаза. Новейшие аэростаты отечественного производства. Таких у нас не делали уже лет 20, а то и 25. Разработку называют аэростатом четвертого поколения.
Привязной аэростат, как следует из названия, крепится к платформе тросом, через который подается электропитание. Поднять его можно до 4,5 тысяч метров. После такой высоты на оболочке аэростата скапливается статическое электричество — несколько тысяч вольт. Однако новинка, созданная по спецзаказу Минобороны, проходит испытание успешно. Главное — начинка и ткань, а обшивка напоминает обычную кухонную клеенку.
Андрей Давыдов, главный конструктор
Сфера применения комплекса — ВВС.
Такое воздухоплавание, а все аэростаты и дирижабли именно плавают, а не летают, сейчас весьма актуально. Так, США уже давно охраняет свою границу с Мексикой похожими комплексами и весьма успешно. Потребности России в таких средствах контроля сейчас как раз определяют.
Тут же, на аэродроме, идет подготовка к штатному старту автоматического непилотируемого аэростата. С первого взгляда может показаться, что это красивая, аккуратно упакованная скатерть. И, наверное, самая длинная в мире. Но на самом деле это оболочка обычного стратосферного аэростата длиною 90 метров, а объем самой оболочки ни много ни мало 130 тысяч кубических метров.
Сколько вешать в граммах? Здесь высчитывается все. Это у обывателей слово «балласт» имеет отрицательное значение, у воздухоплавателей без балласта никуда. Мелкая, как манка, чугунная дробь, главное, чтобы была без комочков, иначе не просыплется через клапан.
Испытатель: «Небольшого диаметра, чтобы она не могла застрять в отверстии».
Специалисты уверяют: несмотря на некую архаичность, аэростаты и дирижабли — это всерьез и надолго, причем и в армии, и на гражданке.
Валерий Пелле, начальник Испытательного воздухоплавательного центра: «Самолеты летают до определенной высоты. Динамический потолок у них более высокий, но длительно находиться на нем они не могут. Спутники летают еще выше. А вот как раз слой между занятой авиацией и спутниками, он как раз занимается аэростатами».
Аэростат растягивают, поправляют, начинается закачка водородом. Старт. У земли у стратосферника более чем стройный вид. Однако на высоте 30 километров он увеличится почти в 10 раз. Несмотря на возраст и размер, этот пузырь для радаров
Очень редкий кадр: автоматический аэростат отработал программу и спускается вниз, по радиокоманде на высоте пять километров на парашюте отстреливается оборудование.
Испытатель: «Есть. Вижу разделение».
Аэростат разрывается, в небе остается лишь красивый шлейф из нагретого водорода и остатков оболочки.