Этой ночью в Литве скончался Эймунтас Някрошюс. 21 ноября прославленному театральному режиссеру исполнилось бы 66 лет.
Выпускник ВГИКа Някрошюс много спектаклей ставил в России, отдавая предпочтение классике. В Большом театре шли три его постановки. Это «Сказание о невидимом граде Китеже», «Макбет» и «Дети Розенталя».
Обладатель многочисленных театральных наград, лауреат премии Станиславского, «Золотой маски», премии Союза театров Европы, а также множества призов ведущих европейских театральных фестивалей, в том числе «Балтийского дома» Някрошюс особые чувства испытывал к Петербургу. Требовательная публика Северной столицы всегда принимала режиссера, и он отвечал взаимностью. Именно в городе на Неве проходили российские премьеры создателя особо театрального мира.
Как отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков, за каких бы авторов ни брался Эймунтас Някрошюс — Чехова, Шекспира, Верди или Десятникова — он всегда погружал их произведения в свой сценический мир.
По роману Достоевского «Идиот» режиссер создал собственную инсценировку. Пять часов удерживал внимание зрителей, несмотря на то, что герои русского писателя говорили
Актеры беспредельно доверяли Някрошюсу — его чутью, великолепным знаниям истории и литературы, особенно русской, и безупречному вкусу. Всего несколько деталей порой самого аскетичного оформления прочно погружали в атмосферу, придуманную режиссером.
Его спектакли, наполненные гаммой всевозможных чувств и невероятной иронией, хотелось смотреть еще и еще. Режиссер будто прививал публике хороший вкус. И хотя имя его на премьерных афишах больше не появится, останутся находки мастера, актеры, воспитанные Някрошюсом, и публика, которой великий маг и постановщик доказал: на подмостках может жить душа, в нее только нужно вдохнуть собственную энергию.