В Калининграде прокуратура выясняет, насколько законной была продажа памятника культуры XIX века Росгартенских ворот.
В Калининграде прокуратура выясняет, насколько законной была продажа памятника культуры XIX века — Росгартенских ворот. Договор об их передаче частному лицу не соответствует всем требованиям, это установили следователи. Отсутствует так называемое охранное обязательство.
Чья в этом вина, пыталась выяснить корреспондент НТВ Вероника Николаева.
Скандал разгорелся после того, как областные власти подписали договор
Росгартенские ворота считают визитной карточкой Калининграда. В бывшем оборонительном комплексе Кёнигсберга долгое время соседствуют единственный в России музей янтаря и популярный рыбный ресторан. Именно владельцу ресторана областные власти и продали исторический памятник XIX века за 10 миллионов рублей.
В меню — никакого фастфуда, все в лучших традициях поварского искусства позапрошлого века. Рыбными изысками под старинными сводами бывшего бастиона кого только не угощали.
Николай Канцев, директор ресторана: «Владимир Владимирович Путин, Матвиенко, ныне действующий Патриарх наш Кирилл».
Директор ресторана Николай Канцев уверен: если бы не он, памятник истории давно бы превратился в руины. За 15 лет, пока он был арендатором, в ремонт архитектурной реликвии пришлось вложить миллионы. В сентябре исполнилась давняя мечта — федеральная собственность стала частной.
Николай Канцев, директор ресторана: «Я же купил памятник не во Франции, не в Германии, не в Англии. Вот я купил его в России, и я за ним ухаживал 15 лет. И буду дальше продолжать, мало того, мои дети будут продолжать это делать».
По закону, перед тем, как приватизировать объект федерального значения, необходимо прописать в договоре охранные обязательства. У нового хозяина городских ворот важной бумаги не оказалось. Сомнительной сделкой заинтересовалась прокуратура.
Денис Назарчук, помощник прокурора Московского района г. Калининграда: «Федеральное законодательство допускает нахождение таких объектов в собственности частных лиц. Однако при приватизации указанных объектов необходимы соответствующие охранные обязательства».
Лиана Радюк, руководитель Балтийского управления «Росохранкультуры»: «Мы не можем согласиться или опровергнуть заявление человека, который говорит, что в этот памятник вкладывались на протяжении последних 10 с лишним лет достаточно большие средства. Может быть, и вкладывались, но надо это показать».
В конфликте оказались замешаны чиновники различных ведомств, отвечающих за культурное наследие. Что такое охранные обязательства, охотно объясняют и в управлении Росохранкультуры, и в региональной службе госохраны памятников. Во время последней проверки инспекторы обнаружили плесень на кирпичной кладке и трещины на барельефах и единодушно признали, что недочеты нужно срочно устранить.
Но вот в вопросе, кто именно должен составлять охранную грамоту, мнения разошлись. В федеральной структуре отсылают к местным чиновникам.
Корреспондент: «Вы не в курсе, что этот объект уже продан?»
Владимир Ярош, руководитель Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области: «Нет, ну, я знаю из средств массовой информации, что с объектом проводятся
Кто виноват и что делать с приватизированным памятником, теперь должен решить суд. Местные власти, между тем, выставили на торги еще с десяток исторических зданий, но желающих приобрести