Американцы ввели против России очередные санкции: против трех частных лиц и целого списка санаториев и домов отдыха в Крыму. И на подходе еще один пакет, за Скрипалей. Обещают, что он будет очень жестким. Под него могут попасть даже рейсы «Аэрофлота», а такого не было даже во времена холодной войны. И американская формулировка: «Мы потребовали от России доказать, что она не собирается совершать химатаки, а она не ответила. Будет наказана».
В этой системе наказаний есть Россия, которой обещали каждые пару месяцев санкции новые — за Крым, за Сирию, за Скрипаля, за Украину, за американские выборы; и санкции разные — от Европы, от Америки, от Украины. Российские ответные санкции воспринимают с удивлением. Когда Москва внесла в черные списки украинские компании и чиновников, европейцы удивились — это же неправомерно, вводить санкции в обход ООН, эти санкции подорвут украинскую экономику. Но ведь это был лишь ответный шаг.
Джавад Шарбаф, профессор Тегеранского университета: «Против вас санкции вводят потому, что вы не хотите делать так, как требует Запад. Вас за это и ненавидят, вы гнете свою линию, и уже не нужно доказательств, нужно просто заявить — русские виноваты, все поверят. Как в деле Скрипалей — мне бы очень хотелось увидеть хоть одно доказательство. Нет ничего — а санкции есть».
Одновременно европейцы достаточно дистанцированно относятся к делу Скрипалей. Они не присоединяются к антироссийским санкциям по этому поводу и не делают по этому поводу резких официальных заявлений, прекрасно понимая, что Британия все еще разыгрывает комбинацию со Скрипалями. Но через полгода Британия уйдет, а Евросоюз и его отношения с Россией останутся.
В трудном положении оказался Дональд Трамп, от которого требуют санкций против саудитов и которому принц подбрасывает спасательный круг: убитый журналист Хашкаджи был опасным исламистом. Но все, что может Трамп, — просто потребовать, чтобы саудиты прекратили бомбить Йемен. В ответ саудиты просто отказываются использовать американские дозаправщики для своих бомбардировок и идут в наступление. И трамп на вопрос «вы понимаете, что 40 детей погибли в автобусе, который обстреляли с воздуха американскими ракетами?» лишь отвечает «какой ужас, они не умеют пользоваться нашим оружием». Трампа даже не смущает, что в
Эрдоган прекрасно просчитал, что у Турции есть ключи не только к мировой экономики, но и к мировой большой геополитике. Это пролив Босфор, который по соглашению Монтрё
Мели Арваз, финансовый аналитик, Турция: «Тут важно увидеть, что запад уже не един. Европа и Америка именно
Также получается, что проверкой, насколько европейцы готовы заявлять о своей самостоятельности, может оказаться совместный поток с Россией — «Северный поток — 2». Потому что европейцы уже очень сильно в него вложились, а США теперь требуют отказаться от этих вложений даже без торга. Также без торга европейцы должны отказаться и от контрактов с Ираном — потому что против Ирана Трамп только что ввел санкции настолько жесткие, что его обещание добавить еще, уже звучит как объявление войны.
Мели Арваз: «И тут симптоматично: Эрдоган уже объявил, что не даст Иран в обиду. Босфор