Ряды французских протестующих уже не так монолитны, как раньше, да и настроение куда менее боевое. Пенсионную реформу почти утвердили.
На улицах французских городов сегодня наблюдалась уже привычная картина: блокированные дороги колоннами манифестантов и море профсоюзных знамен. В стране — уже седьмая за полтора месяца общенациональная забастовка. Требования все те же: отменить пенсионную реформу, предложенную президентом Саркози.
Но ряды протестующих уже не так монолитны, как раньше, да и настроение куда менее боевое. Накануне законопроект утвердила нижняя палата парламента, и надежды на срыв реформы, и без того небольшие, теперь и подавно призрачны.
Корреспондент НТВ Вадим Глускер передает из центра событий.
Пожалуй, впервые за многие годы французские власти довели до конца хотя бы одну из столь непопулярных реформ в социальной сфере — раньше не получилось со студентами четыре года назад, не получилось с теми же пенсионами в
Но на этот раз, несмотря на все акции протеста, погромы и манифестации, да и забастовки, правительство Франции претворило в жизнь одно из предвыборных обещаний Николя Саркози, а именно об увеличении минимального срока пенсионного возраста с 60 до 62 лет.
Ровно год понадобился на все согласования и убеждения. Не обошлось без воспитательной работы и некоторых уступок. Так, например, новый пенсионный закон не коснется ни инвалидов, ни беременных женщин.
Оппозиция выводила людей на улицы. В лучшие дни во Франции митинговали до трех миллионов человек, но правительство продолжало ждать голосования в Сенате и Национальной ассамблее. Голосовать пришлось несколько раз. И закон о пенсионной реформе был одобрен двумя палатами парламента.
Эрик Вэрт, министр труда Франции: «Да, реформа сложная и не популярная. Никто не ждет, что люди с радостью воскликнут: „Ура! Мы готовы работать больше. Спасибо большое“. Нет. Но эта реформа необходима, и большинство законодателей ее одобрили, поддержав президента».
Теперь президент Саркози должен подписать закон в районе 15 ноября, а до этого свое заключение должен дать Конституционный совет Франции. Эта юридическая справка — один из пунктов предмета торга с профсоюзами, на который пошли власти, прекрасно понимая, что конституционный совет даст единственно верное заключение.
Это, кстати, понимают и профсоюзы. Поэтому сегодняшняя акция протеста напоминала скорее первомайскую манифестацию и была не столько массовым, сколько ритуальным мероприятием.
200 тысяч человек на улицах Франции вместо двух миллионов, проблема с бензином практически решена, мусор убран, поезда ходят, и даже самолеты летают, несмотря на объявленное сокращение рейсов как минимум на треть.
Местный житель: «Я опасался, что не смогу вовремя вылететь, но авиакомпания еще два дня назад предупредила меня об отмене рейса и перебронировала билет на другой самолет, так что мой график не нарушен».
Теперь профсоюзы надеются на чудо и продолжают настаивать на том, что французская оппозиция — самая революционно настроенная во всей Западной Европе.
Следующая акция протеста тем не менее пройдет 6 ноября. Зачем — не понятно. Вероятно, на будущее, так как Николя Саркози уже неоднократно заявлял, что пенсионная реформа — это только начало кардинальных преобразований в стране.