Петербург и Ниццу связывают многочисленные исторические и культурные связи. Именно в Ницце находится самый большой православный храм Европы, который очень напоминает храм Спаса на крови. Именно на юге Франции расположено русское кладбище, на котором покоятся петербуржцы, покинувшие Россию в первую волну эмиграции.
На русское кладбище Кокад на окраинe Ниццы Ольга Шульдинер приезжает несколько раз в год. Почтить память похороненных здесь петербуржцев и навести порядок на их могилах. Здесь погребены внук Екатерины II граф Бобринский, дочь Петра Столыпина княгиня Волконская, Ростислав Романов — племянник Николая II. И это далеко не полный список.
Ольга Шульдинер: «Когда увидели, кто здесь похоронен, мы поняли, что сюда нужно приходить. Кладбище потихонечку разрушается, за могилами уже некому ухаживать. Поэтому ухаживаем мы. Ведь это наши родные русские люди».
Один из самых красивых склепов Кокад. Как будто немного возвышается над другими. И именно отсюда открывается лучший вид на бухту Ангелов. Вторая супруга Александра II Екатерина Юрьевская, которая так и не стала императрицей, покоится здесь. После гибели мужа она вместе с детьми переезжает в Ниццу. Так на Лазурном побережье оказываются личные вещи царя.
До нашего времени сохранились немногие. Почерневший от времени походный серебряный штоф, треснувшая чашка с гербом Преображенского полка, позолоченная табакерка китайского производства, личный медальон.
Сейчас реликвии императорской семьи хранятся в православном соборе Ниццы. Часть вещей, например, личная переписка супругов, ушла с молотка. Семья Екатерины Юрьевской испытывала финансовые трудности. Протоиерей верит: большую часть утраченного можно вернуть. И тогда в Ницце появится музей императорской России при Николаевском соборе.
Самый большой православный храм в Европе — Николаевский собор в Ницце. Петербуржцам он наверняка напомнит соборы родного города. Впрочем, удивляться этому не стоит. План сооружения составил Михаил Преображенский. Русский архитектор, учился в Петербурге, прославился на весь мир. Над мозаикой работал Владимир Фролов. Выдающийся художник, трудившийся также над убранством Спаса на крови.
Великолепный, очаровывающий — так отзываются о соборе и русские, и французы. Но недавно храм выглядел брошенным и производил угнетающее впечатление. Закопченый, с протекающей крышей, облупившейся настенной живописью. Реставрацию начали после передачи его РПЦ. Из российского бюджета выделили 20 миллионов долларов. Очистили алтарь, восстановили уникальную итальянскую роспись снова в исторической темпере, передает корреспондент НТВ Дарья Криволапова.