В Эрмитаж из Лувра привезли одну из самых известных картин Тициана «Мадонна с младенцем и святой Екатериной».
В Эрмитаже, залы которого редко бывают пусты, наблюдается особенный ажиотаж. В Петербург из Лувра привезли полотно Тициана — «Мадонну с младенцем и святой Екатериной», больше известное под более коротким и легче запоминающимся названием «Мадонна с кроликом».
Это ответный жест парижского музея в знак признательности за экспонирование во Франции картины Паоло Веронезе «Оплакивание Христа», которая хранится в Зимнем дворце.
Корреспондент НТВ Павел Рыжков посмотрел на шедевр.
Тициановская «Мадонна с младенцем и святой Екатериной» объединяет два музея — Лувр и Эрмитаж. Во французском собрании полотно ценится не только как одно из лучших произведений художника Ренессанса, а считается иконой. В крупнейшем российском музее чтят святую Екатерину — покровительницу Эрмитажа.
Работы Тициана привозят крайне редко. Последний раз это была «Венера перед зеркалом». И тогда на нее пришли полюбоваться президенты России и США. На этот раз первые лица посещать Эрмитаж не собираются. Впрочем, сам факт предоставления Лувром этой картины Тициана можно вполне приравнять к государственному визиту.
Эта картина 1530 года относится к началу расцвета творчества Тициана. Именно тогда он, подражая Джордоне, подробно выписывал детали пейзажа на переднем плане.
Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, кандидат искусствоведения: «Вы посмотрите, как выписаны растения. Выписан каждый листик, каждая ягодка земляники. Это очень детально. Потом для Тициана это будет нехарактерно».
Работы Тициана этого периода предлагают сравнивать не с картинами мастера, находящимися в собрании Эрмитажа, а с Мадонной того же Джордоне. На подобные выставки шедевров из музеев мира публика ходит специально.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Мы вообще привозим очень редкие вещи, чтобы лишний раз подчеркнуть. Когда мы привозим одну вещь, эта вещь исключительная, редкая, которая представляется особой ценностью для того музея, из которого привозим, и она представляет самым лучшим образом Лувр. Лувр здесь представлен одним из своих исключительных шедевров, не плакатных, а настоящих».
Полотно поменяло трех владельцев. Почти столетие принадлежало семье Гонзага. Потом Винченцо II расстался с ней и другими работами великих мастеров Возрождения в надежде заручится поддержкой могущественного кардинала Ришелье. Чтобы получить право от французского короля именоваться Ваше высочество.
Затем наследник Ришелье проиграл коллекция в мяч Людовику XIV. И уступил ценное собрание за символическую сумму. Как говорят искусствоведы, сделал он это специально. Но и посетителей музеев и знатоков живописи интересует другое — появление кролика в христианском сюжете. Известно, что первым изображение белого грызуна в своих работах использовал Дюрер.
Жан Абер, хранитель венецианской живописи XVI века в Лувре: «Символ Мадонны именно с белым кроликом символ есть символ не просто чистоты, но и безгреховности Христа. Второе значение — Мадонна, которая, родив Христа, дала жизнь не только этому младенцу, но и новой церкви».
Когда художник писал портрет Карла V и уронил кисть, самодержец ее поднял и сказал: «Услужить Тициану почетно даже императору». Ему отдавали должное современники и последователи. Опыт художника использовали часто.
Работы итальянца копировались тысячи и тысячи раз, но никому не удавалось повторить внеземного сияния, которое исходит с полотен мастера. Тициана Вечелио де Кадоре считают королем живописи и живописцем королей.