В Кремле открылась выставка «Державные кавалеры», которая объединила полторы сотни иностранных наград, которые получали российские монархи.
В Кремле открылась выставка «Державные кавалеры», которая объединила полторы сотни иностранных наград, полученных российскими монархами. К ней готовились около 10 лет, и за это время открылись порой неожиданные факты.
Рассказывает корреспондент НТВ Николай Захаров.
Еще недавно все эти награды можно было увидеть только на портретах или на антикварных фото. Сами ордена, цепи, ленты и подвески покоились в запасниках или в закрытых хранилищах. Теперь в этих витринах — 168 орденских знаков императоров и императриц, начиная от высшей награды Дании — ордена Слона. Благодарные союзники вручили его Петру I после Полтавской битвы.
Виктория Павленко, заведующая отделом выставок московского Кремля: «Знак носили на синей муаровой ленте через левое плечо. У правого бедра на пересечении ленты крепился слоник. И дополнением было изображение орденской звезды».
Орден Слона — первая иностранная награда, врученная российскому монарху. После эпохи Петра I ордена европейских государств десятками сыпались на мундиры державных кавалеров. Чаще всего просто в подарок, как ордена Николая II, врученные в Японии и королевстве Сиам.
Особая часть коллекции монарших наград — шведский орден, полученный Екатериной II. Это шитая серебром звезда Серафимов. По закону такими цепями и лентами мог обладать только мужчина, женщинам их не вручали. Но в XVIII веке для российской императрицы сделали единственное исключение. Орден вручили не за боевые заслуги, а, как скажут сейчас, в знак признания на международной арене.
Историк Людмила Гаврилова эту выставку готовила около 10 лет. И к открытию экспозиции опровергла несколько исторических гипотез. Например, о
Корона Павла I с мальтийским крестом — подлинник, а не копия, как думали раньше. Цепь от испанского ордена Золотого руна принадлежит Николаю II и чудом уцелела после революции
Людмила Гаврилова, заведующая сектором нумизматики музеев Московского Кремля: «Сотрудникам оружейной палаты удалось убедить советские власти что знак должен находиться в коллекции, чтоб не переплавили или не продали».
Кстати, именно благодаря революции многие награды Николая II остались в России. Ведь обычно после смерти кавалера иностранного ордена регалии нужно было вернуть на родину. И если бы не это обстоятельство, то экспозиция монарших наград могла быть гораздо шире.