В Карелии у Ладожского озера начались работы по спасению корабля XIX века. Итальянские реставраторы отсканировали все элементы старинного судна лазером.
В Карелии у Ладожского озера начались работы по консервации корабля XIX века. Фрагменты судна выбросило на берег во время шторма год назад. И все это время уникальная находка пролежала без присмотра. Чем воспользовались местные жители и туристы.
Сколько частей пошло на сувениры? остается только гадать. Средства на необходимые работы удалось найти лишь недавно. Конкурс выиграла петербургская фирма.
За работой итальянских специалистов наблюдал корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.
Здесь словно в песне: бьется в тесной печурке огонь. Но во время перерыва на чай в маленькой бытовке звучит не гармонь, а итальянская речь. Право спасать старинную русскую лодку получила компания именитых итальянских реставраторов. Про свое приключение на неприветливом берегу Ладожского озера они говорят с юмором.
Они и действительно выглядят не вполне адекватно: в белых штанах, будто на тропическом пляже, а не в Карелии. Но работают с двумя местными энтузиастами от рассвета до заката. Не обращая внимания на пронизывающий ветер и сырость, демонтируют тяжеленные, напитавшиеся воды шпангоуты.
На первый взгляд, разборка корабля представляется грубой физической работой. Но итальянские мастера не выиграли бы конкурс без эксклюзивных технологий. На фотографиях запечатлен процесс лазерного сканирования, проведенного ими несколько месяцев назад. В конечном итоге оно позволит создать виртуальную модель затонувшего полтора века назад корабля.
Джаммарко Пьяченти, генеральный директор реставрационной компании: «Лазерное сканирование позволяет остановить время и полностью зафиксировать первоначальный вид корабля, когда мы его обнаружили. Это как очень тщательная фотография, которая фиксирует каждую деталь, каждую трещинку, над которой уже можно впоследствии работать».
Это только кажется, что части старинного корабля беспорядочно свалены в кучу. На самом деле, здесь особая система. На каждой детали здесь есть специальная медная бирка и пластиковые ярлыки, где нанесены особые метки.
При этом учтены даже самые маленькие детали. Например, видно, что у отдельных гвоздей свои собственные ярлыки. Собрать корабль заново потом будет совсем несложно. Это все равно что собирать конструктор по заранее подготовленной схеме.
Правда, когда корабль будут собирать заново, пока непонятно. Сейчас все детали только консервируют, и это уже достижение. Ладья целый год простояла на том месте, куда ее выбросили ладожские волны. Почти год искали средства и думали, что с ней делать. В итоге операцию по разбору судна и его перевозке теперь уже называют спасательной.
Ирина Павлова, начальник Управления культурной политики и художественного образования Министерства культуры Республики Карелия: «Первый конкурс состоялся (как раз на спасение). Это сумма порядка полумиллиона рублей. Второй конкурс объявлен на проект музеефикации — это порядка тоже полумиллиона. В любом случае, Республика Карелия будет изыскивать средства, чтобы довести объект до его показа».
Директор олонецкого музея Наталья Николаева уже подыскивает кораблю место на территории городской крепости. Через этот парк протекает река, в которую 150 лет назад заходили торговые суда. На ее берегах новый экспонат вполне уместен. Но пока конкретный план не разработан, приходится разделять мечты и реальность.
Наталья Николаева, директор олонецкого национального музея
Туристы, понимая, что следующая возможность представится не скоро, торопятся увидеть ладью на берегу, пока ее оттуда еще не убрали. И у них по поводу происходящего свое мнение.
Вячеслав Юров, турист из Москвы: «Будут чужие делать, а свои ничего не могут сделать. Получается так».
Специалисты уверяют, что олонецкая находка уникальна. Судов такого типа больше не сохранилось. Грузовая плоскодонная ладья была в торговом флоте рабочей лошадкой. Такие корабли особо не берегли. В XXI веке тоже пока только учатся бережному отношению к невиданному подарку ладожских волн.