В Приморском крае открывают новый сезон… шишкари. Это люди, которые профессионально собирают кедровые шишки.
В Приморском крае открывают новый сезон… шишкари. Это люди, которые профессионально собирают кедровые шишки. Корреспондент НТВ Сергей Анцигин узнал, почему этот нехитрый, на первый взгляд, промысел опасен для жизни.
С первыми заморозками Дмитрий Захаров ходит в приморскую тайгу, как на работу. У заправского сборщика кедровых шишек — зоркий глаз и отличная физподготовка. Прежде чем вскарабкаться на плодоносное дерево, Дмитрий тщательно готовится.
Главный предмет экипировки — так называемые «когти». С помощью этого приспособления можно взять любую высоту не хуже гималайского медведя.
Дмитрий Захаров, сборщик кедровых шишок: «Такие когти в ствол не втыкаются, то есть задерживаются за кору дерева и не портят его».
Полагаясь на многолетний опыт, шишкарь Дмитрий Захаров взбирается на высоту семиэтажного дома без всякой страховки. Впрочем, срывать самому плоды хвойного дерева и тем самым рисковать еще больше ему вовсе не придется. Задача Дмитрия — спровоцировать обильный шишкопад.
Дмитрий Захаров, сборщик кедровых шишек: «Она уже побита морозом, держится слабо, смола отходит от веток. Трясем аккуратно ветку, и она сама падает вниз».
В лучшем случае с одного кедра упадут около четырех сотен зрелых шишек. Добытый таким образом урожай Дмитрий упаковывает в мешки и отвозит в село Мельничное. На этом
Шишке, угодившей в специальный комбайн, всего за считанные секунды предстоит пройти целую производственную цепочку. На выходе получается крепкий орешек в чистом виде.
Просмоленную шелуху сотрудники
Валентин Латков, сотрудник
Раньше переработкой шишек Дмитрий Захаров занимался сам, причем, не выходя из тайги. С собой он брал портативное устройство для шелушения. Однако сам процесс был весьма трудоемким, а сбыт — не всегда выгодным. Теперь, когда массовый сбор ореха стал более организованным, все изменилось к лучшему.
Дмитрий Захаров, сборщик кедровых шишек: «Чувствуется стабильность. Я знаю, что если я орех вынес, я не буду бегать и за рубль его продавать первому встречному. Я знаю, что я приду, и мне конкретную цену за него предложат».
Промысел кедрового ореха на севере Приморья контролирует местное общество охотников и рыболовов. Организация взяла в аренду тысячи гектаров хвойного леса почти на полвека. С официального разрешения краевых властей и одобрения экологов. По правилам аренды, полноправный хозяин таежного участка обязан защищать ценные во всех отношениях кедрачи от браконьерских рубок.