В Татарстане в крестовый поход против множества несознательных граждан пошел один сознательный. Милиционер из деревни в одиночку приближает Набережные Челны к европейским стандартам чистоты.
В Татарстане в крестовый поход против множества несознательных граждан пошел один сознательный. Вооружившись Административным кодексом и штрафными квитанциями, отважный участковый с чистыми помыслами стал любимцем дворников, примером для коллег и грозой любителей бросать, где попало окурки и фантики.
Корреспондент НТВ Михаил Чернов — о том, как милиционер из деревни в одиночку приближает Набережные Челны к европейским стандартам чистоты.
Участковый Марат Шарифуллин снова в антимусорном рейде. Обязательства блюсти чистоту старший лейтенант взял на себя добровольно. И начальство вроде не просило улучшать статистику, и директив не поступало, просто аккуратный деревенский парень порядок любит.
Марат Шарифуллин, участковый: «Вы сейчас выкинули окурок на тротуар, тем самым нарушили благоустройство города».
Оштрафованные и ошарашенные горожане в ответ, как правило, молчат. Раньше за один брошенный окурок или фантик никого не наказывали. А тут — протокол и через две недели явиться на административную комиссию.
Местный житель: «Ну, а весь город тогда арестовать».
Коллеги поначалу посмеивались: Марат бычки собирает. Но молодой участковый грязной работы не испугался. Когда число наказанных приблизилось к полусотне, его рвение заметили. О старшем лейтенанте написали в милицейской газете. Теперь скромного сотрудника начальство ставит в пример, а дворники боготворят.
Галина Кулькова, бригадир дворников: «Шарифуллин, наш участковый, у нас как герой. Наравне с дворниками борется с куряками, с окурками».
Статью для нарушителей чистоты он отыскал в Административном кодексе республики. Штраф до тысячи рублей и 2,5 тысячи, если попадешься повторно. Марат сам не курит и другим покоя не дает. Один из оштрафованных за брошенный окурок в сердцах пообещал: теперь бросит курить.
Марат Шарифуллин, участковый: «Не обязательно обходиться штрафными санкциями. Можно видом наказания выбрать, например, общественные работы или можно сделать так, чтобы человек собрал 20 окурков за один брошенный».
То, что татарстанский участковый только начал делать, в Европе практикуют десятилетиями. В Германии, которая считается самой чистой страной, штрафы небольшие, но пунктуальные немцы и так не сорят. В Великобритании вместе с борьбой с курением объявили войну окуркам. Выбросить бычок мимо урны — то же, что выкинуть на ветер примерно 5 тысяч рублей. В Италии, недавно победившей мусорный кризис, штрафы подняли до 6 тысяч. В Сингапуре так чисто, потому что сорить слишком дорого — до 12 тысяч. За повторное нарушение — исправительные работы.
Илнар Мифтахов, помощник начальника Управления внутренних дел по г. Набережные челны: «В Сингапуре также полицейские делают частенько облавы. То есть заходят в общественные туалеты, проверяют за гражданами. Если за собой они не спускают воду, также их штрафуют».
Поначалу в городской административной комиссии такие протоколы принимались с сомнением: мелковато. Но теперь штрафники — доходная статья местного бюджета. Кроме курильщиков есть еще любители семечек, кефира и жвачки. Сейчас в мэрии договариваются с ГАИ организовать антимусорные патрули — штрафовать еще и водителей.
Айрат Зайнуллин, заместитель руководителя Исполнительного комитета г. Набережные Челны: «Даем возможность водителям, например, при заезде на АЗС или при подъезде на мойку сдавать окурки со своей пепельницей. То есть сдал, например, условно говоря, 30 окурков и получаешь
Местное милицейское начальство призывает подчиненных последовать примеру. Шарифуллинское движение ширится, но инициативного участкового не догнать. Два часа работы — пять протоколов, надо только немного подождать за углом.
В мэрии Набережных Челнов теперь подсчитывают прибыль с окурков, штрафов выписали на 200 тысяч рублей. Деньги опять же пустят на борьбу с мусором. В ближайшее время в городе установят 200 новеньких урн. Участковый Шарифуллин на достигнутом останавливаться не собирается.