В Хакасии разворачивается массовая соколиная охота, только хищные птицы в ней не охотники, а добыча.
В Хакасии разворачивается массовая соколиная охота, только хищные птицы в ней — не охотники, а добыча. В осенний сезон в погоне за редкими птенцами в хакасские степи устремляются десятки браконьеров из арабских стран. На них в свою очередь ставит капканы милиция. Однако стражи порядка вынуждены отпускать на свободу не только птиц, но и птицеловов.
Репортаж корреспондента НТВ Татьяны Панихиной.
Алханду Фаез ни слова не понимает
Александр Коптяев, старший дознаватель отделения милиции по борьбе с правонарушениями в сфере оборота биоресурсов МВД Хакасии: «Приспособление надевается голубю на крылья. Когда сокол хватает голубя, который используется в качестве приманки, он запутывает лапки петельками».
Птицеловы из арабских стран приезжают в Хакасию организованными группами. Они колесят по степям на внедорожниках в поисках лучших особей. Если раньше милиция редко сталкивалась с крылатым браконьерством, то только с начала этого года это уже пятая задержанная группировка сирийцев.
Соколиная охота с древних времен считалась царской забавой, но особенно она популярна в арабских странах. Хакасские степи — традиционное место обитания хищных птиц. Нашествие браконьеров в республику начинается в конце лета и продолжается до глубокой осени.
К этому времени птенцы, появившиеся на свет весной, подрастают и встают на крыло. Считается, что молодые соколы лучше всего поддаются дрессировке. В зависимости от подготовки стоимость одной ловчей птицы на черном рынке составляет от 10 до 100 тысяч долларов.
Юрий Носков — самый известный российский сокольничий, его часто приглашают в качестве эксперта по делам о браконьерстве птиц. Несколько раз к нему приезжали состоятельные арабы и предлагали любые деньги за то, чтобы сибирский сокольничий сам отловил для них птицу и обучил ее.
Достижения Носкова в соколиной охоте до сих пор не смог повторить никто в мире. Ему удалось обучить золотого орла вольному стилю охоты. Беркут летал свободно, но добычу всегда отдавал хозяину. Они были вместе 29 лет. Четыре года назад беркут по кличке Алтай погиб. На память сокольничему остались охотничьи трофеи и уникальные кадры атаки с воздуха. Алтай охотился на зайцев и лис, но и на дичь гораздо крупнее себя.
Юрий Носков, сокольничий: «Жалко, потому что я знаю, что вылавливают лучших. Специалисты начали ездить из Сирии, они понимают в птицах. Плохого сокола они не ловят, они лучших, элитных птиц забирают».
По официальным данным, ежегодно из Хакасии нелегально вывозят около 100 ловчих птиц. В дикую природу возвращаются только соколы, конфискованные у преступников. На время следствия живые вещественные доказательства отдают в Абаканский зоопарк. Соколов откармливают, выхаживают после стресса, а потом отпускают на волю.
Андрей Байкалов, начальник отдела по регулированию использования животного мира Госкомитета по охране животного мира Хакасии: «Необходимо вносить
Пока вместе с соколами на свободу отпускают и всех задержанных браконьеров. Согласно российскому законодательству, максимальное наказание за незаконный отлов птиц — штраф в размере двух тысяч рублей. А это значит, что сириец Фаез еще не раз вернется в Хакасию.