Третьяковская галерея представила один из самых масштабных проектов сезона.
Третьяковская галерея представила один из самых масштабных проектов сезона. В зале на Крымском валу открылась выставка Исаака Левитана. Около 300 полотен художника доставили из музеев России, Белоруссии, Израиля и частных коллекций. Корреспондент НТВ Антон Семёнов осмотрел работы.
Написание картин для юного Левитана было чуть ли единственным способом заработать на жизнь. В 17 лет художник остался сиротой, без денег и, по сути, без крыши над головой. И если бы не ранние успехи в рисовании, неизвестно, стал бы вечно голодный юноша классиком пейзажной живописи. Зато сейчас его полотна выставляются в лучших залах мира.
Юбилейная выставка неслучайно проходит в Третьяковке.
Левитан окончил Художественное училище, но так и не получил диплом художника. Константин Паустовский говорил потом: преподавателей раздражало, что талантливый мальчик из еврейской семьи лучше всех учеников справляется с русскими пейзажами. А он просто писал не то, что видел, а то, что чувствовал.
Ирина Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: «Очень важно понять, что пейзаж — это не просто замена фотографии, это пейзаж настроения, это пейзаж души художника в том числе».
Рядом с живописными полотнами — наброски и этюды. По ним можно проследить, как создавались шедевры Левитана. Услышав трагическую историю об утопившейся девушке, художник набрасывает эскиз будущей картины «У омута». Эскиз получается темный и мрачный. Затем, работая на природе, мастер делает второй этюд под настроение, выходит уже светлее и ярче, но в финальной версии возвращается к идее бренности человеческой жизни.
Любовь Захаренкова, куратор выставки: «Здесь не могло уже быть солнечного пейзажа. Левитан как бы сгущает краски, делает более темной воду, фиолетовые облака. Вся картина — это предчувствие
Взглянуть на Левитана
Андрей Голубейко, заведующий отделом реставрации живописи: «Работа стала насыщенней и ярче. Появились объемы, перспектива. Я думаю, что в таком варианта их еще никто не видел».
Его пейзажи такие разные, но все словно об одном — о вечности природы и бренности человека. Левитан сам не дожил до 40 лет, и в последние годы знал, что смерть уже близко. Но короткой жизни хватило, чтобы его признали первым среди пейзажистов. Писатель Антон Чехов, друг художника, всякий привлекательный пейзаж называл «левитанистым», сделав имя живописца мерилом красоты окружающего мира.