В российской столице представили коллекцию уникальных документов, рассказывающих об остарбайтерах. Так в Третьем рейхе называли трудовых невольников, угоняемых на работы в Германию. В годы Великой Отечественной в рабстве оказались миллионы. От изнурительного труда и скудной еды большинство погибло, а над выжившими после освобождения нависла угроза уже советских лагерей. Вчерашних трудовых узников нередко обвиняли в предательстве.
Надежде Ивановне почти 90 лет, ее подругам — по 80. Все они в детстве попали в плен и, как и миллионы других остарбайтеров, работали на немецких заводах и фабриках, железнодорожных станциях или крестьянских фермах. Невзирая на возраст, они пишут статьи, издают книги и делают все, чтобы о кошмаре, который им довелось пережить, никогда не забыли.
Надежда Шибаева: «Деревня наша была в близко к Смоленской области. И вот когда отступали, из деревни всех погнали, а деревню сожгли».
Зинаида Лашук: «Я смотрю на вот эту фотографию, такая идет по всем архивам всего мира, и вижу здесь, в этой женщине свою маму, которая на руках несет меня, а рядом идут два сына».
В лагере Зинаида Петровна чуть не умерла. Сказались и жизнь в немецкой оккупации и тяжелая дорога в Германию. По разным оценкам, из Советского Союза на принудительные работы немцы вывезли от 3 до 5 миллионов человек именно гражданского населения. Детей и подростков среди них было немало. Они работали по 12 часов 6 дней в неделю наравне со взрослыми, а чтобы не умереть с голоду, собирали на мусорных свалках картофельные очистки и яблочную кожуру.
Знак «ОST» — это отличительный знак, клеймо восточных рабочих. Его носили пленные из России, Украины, Белоруссии — из Советского Союза. Подробности — в материале корреспондента Александра Коневича.