Громкие обвинения в экстремизме в адрес пользователей соцсетей, возможно, теперь будут звучать реже. Верховный суд рекомендовал учитывать умысел автора поста и даже размер его аудитории.
Лайки и репосты, по мнению экспертов, не могут стать поводом для возбуждения уголовного дела, если они не несут опасность для общества. Необходимо будет доказать именно умысел. Что теперь будет с теми, кто уже оказался на скамье подсудимых, выяснила корреспондент НТВ Виктория Юдина.
Как гласит уголовный кодекс, экстремизм — это возбуждение ненависти и унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, отношения к религии и принадлежности к
Судебная практика последних месяцев показывает: пресловутого «сердечка» и репоста, задевающего чувства других, достаточно, чтобы попасть на скамью подсудимых. Но ситуация может измениться. В Верховном суде предлагают отныне тщательно изучать профиль пользователя до предъявления обвинения в экстремизме. Будет учитываться все: наличие аналогичных публикаций, комментарии, рассчитывал ли человек на определенную аудиторию. Простыми словами — был ли преступный умысел или это просто неудачная шутка.
Темирлан Жилов, адвокат: «Только после оценки всех обстоятельств можно приходить к выводу, что есть состав преступления. Ведь 90% из тех, кто сегодня привлекается, они никакие не преступники. Именно поэтому такой общественный резонанс, такое непонимание в обществе».
Тем временем число сетевых экстремистов растет. Феминистку из Омска обвинили в разжигании ненависти к мужчинам — она публиковала едкие картинки с требованием уважать права женщин. Жителя Калининграда напротив уличили в том, что он слабый пол именует «биомусором», притом что парень страдает от психического расстройства и не до конца осознает последствия своих действий. Студент барнаульского колледжа культуры Даниил Маркин сейчас в суде пытается доказать, что «лайкал» картинки религиозной тематики без желания
Евгений Корт: «С одной стороны, это клеймо на всю жизнь, которое помешает мне в дальнейшем развитии, ничего хорошего здесь нет. В университете, в который я поступал, мне отказали — дали понять, что
Теперь у таких «экстремистов» появится возможность попросить пересмотреть решение суда. Изменения в постановлении Верховного суда так или иначе призвано смягчить отношение к шутникам в целом, поясняют эксперты.
Владимир Давыдов, заместитель председателя Верховного суда РФ: «Криминален не сам репост, не сами „лайки“ — криминальны действия, направленные на возбуждение. Если будет установлено, что состоявшееся судебное решение не отвечает эти критериям, не отвечают разъяснениям, которые мы дали сегодня, то при наличии жалоб от соответствующих субъектов решения должны пересматриваться».
Юристы уверены: куда проще соблюдать правила так называемой