В Эрмитаже представили коллекцию древнейших изделий из стекла, начиная c XV века до нашей эры.
В Эрмитаже царит настоящая «Стеклянная феерия». Название выставки, открывшейся сегодня, полностью отражает ее суть. На ней представлена коллекция древнейших изделий из стекла, начиная c XV века до нашей эры.
Среди экспонатов и александрийская чаша стоимостью полмиллиона долларов. Но ее ценность не только в этом. Изделие было украдено, а затем вернулось в хранилище музея.
Корреспондент НТВ Юлия Олещенко о хрупком и в то же время удивительно долговечном искусстве.
Фиалы, алабастры, патеры, аски и бальзамарии… Названия этих сосудов так же многочисленны, как их формы и назначения. Одни использовали для хранения благовоний, другие для наполнения светильников маслом, третьи во время застолий.
Собрание античного стекла Государственного Эрмитажа — одно из самых значительных в мире. В него вошли предметы, создававшиеся на протяжении более семи веков.
Гордость коллекции — памятник миниатюрной скульптуры: женская головка из
Надежда Жижина, старший научный сотрудник отдела античного мира: «Единственная в нашей стране стеклянная скульптура римского времени и одна из немногих в мире. В Кёльне, например, хранится стеклянный портрет императора Августа. Ливия была его супругой».
Не менее знаменита так называемая александрийская чаша, выполненная в технике литья. Между двух слоев стекла заключен ажурный орнамент из золотой фольги. Похожим способом античный ювелир сумел украсить золотой перстень с изображением морского чудовища.
Столетием позже появились виртуозы — авторы мозаичных шедевров. Внешне изделия той поры напоминают изысканные десерты. Впрочем, способ их приготовления отчасти напоминал работу кулинара. Расплавленные стеклянные стерженьки мелко нашинковывались и укладывались определенным образом в специальные формы, а потом запекались.
При всей сложности мозаичная техника позволяла античным мастерам создавать не просто дорогие, а драгоценные вещи. Например, чашу в витрине намеренно экспонируют перевернутой, чтобы показать всю красоту рисунка, напоминающего многослойный агат. В I веке нашей эры такая чаша стоила как аналогичная золотая.
Позднее эту технику позаимствовали венецианские стеклоделы. Поклонники знаменитого на весь мир муранского стекла с легкостью отыщут в эрмитажной витрине прототипы современных изделий.
Забавные открытия ожидают и любителей шуточных надписей на посуде. В античном мире подобная сувенирная продукция тоже была в ходу. Вот на дне римского сосуда IV века: «Валерия, Валентина, Пергамия, здравствуйте!»
Елена Ходза, ведущий научный сотрудник отдела античного мира, зав. секцией Древней Греции и Рима: «Стаканчики, которые с пожеланием, в жизни употреблялись, конечно. На одном из них написано: „Пей и радуйся“, на другом написано: „Одержи победу!“. Возможно, это предназначалось атлету, который участвовал в соревнованиях».
Чей прах вот уже девятнадцать веков хранит стеклянная урна из Галлии, специалистам неведомо. На выставке сосуд из аквамаринового прозрачного стекла демонстрируют прежде всего как изделие, созданное в технике свободного выдувания, изобретенной умельцами в Сирии.