Как стало известно, фильмы, герои которых смачно и емко ругаются, могут больше не добраться до большого экрана.
Сегодня стало известно, что фильмы, герои которых смачно и емко ругаются, могут больше не добраться до большого экрана. Генпрокуратура внесла представление Министерству культуры, поручив «изменить порядок выдачи прокатных удостоверений картинам с нецензурной лексикой».
Что это значит, пока не вполне понимают и в самом минкульте. Ведь если такие фильмы запретить совсем, пострадают и вполне заслуженные работы, экспрессивность которых не смущала жюри международных фестивалей.
Корреспондент НТВ Андрей Григорьев вслушался в реплики.
Матерное слово ему неприятно, и даже маскировочные «пики» режут слух. И пусть мат, как явление, в разговорном русском присутствует, его не должно быть хотя бы в отечественном киноязыке.
Олег Кассин, сопредседатель межрегионального общественного движения «Народный собор»: «Моя мама до недавнего времени работала школьным учителем. И она мне часто жаловалась на то, что когда учителя ловят подростков во время занятий матерщиной, те говорят: „А что такого? Мы это все видим на экранах центрального телевидения. Там главные герои в фильмах матерятся“».
После просмотра картины Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» Кассин на поле брани с нецензурной бранью привлек в союзники Генеральную прокуратуру. Получил обнадеживающее решение.
Представитель Генеральной прокуратуры РФ: «Проведенной проверкой установлено, что регистрация кино- и видеофильмов и выдача на них прокатных удостоверений осуществляется Министерством культуры России с нарушением требований Правил оформления и выдачи прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы, а также законодательства о государственном языке Российской Федерации».
Прокатное удостоверение минкульта — это своеобразный паспорт, действительный на российской территории. Следить за формой и содержанием должна специальная комиссия, но на практике в списке разрешенного кино чего только нет.
На официальном сайте Министерства культуры среди фильмов, прокатные удостоверения которым уже выданы, масса таких кинолент, где даже в названиях, по идее, надо бы ставить сплошные многоточия. В поисковике, правда, есть фильтр «для тех, кому уже исполнилось 18». Но в принципе, получается, такие ленты к просмотру рекомендованы.
Министерство культуры не прачечная, отвечают чиновники, чтобы из произведений искусства матерные слова вычищать. И даже если в кинотеатры стремится попасть ненормативная лексика, некультурно посылать прокатчика подальше от широких экранов.
Представитель Министерства культуры РФ: «В тех случаях, когда по ходу фильма герои употребляют бранные слова и выражения, в прокатное удостоверение вносятся соответствующее предупреждение „Фильм содержит бранные слова и выражения“, чтобы предупредить потенциальных зрителей, не желающих смотреть данную картину».
Удивительно, но у неприятных Кассину фильмов стабильные кассовые сборы. Во многих отечественных блокбастерах количество ругательств на минуту экранного времени зашкаливает.
Киноматерщинники и не думают капитулировать. От таких нападок, говорят, страдает художественный замысел. Без крепких выражений порой крайне сложно самовыражаться.
Валерий Тодоровский, режиссер: «Это есть часть нашей жизни. Иногда
Защитники нецензурщины кивают на зарубежный опыт. В Голливуде редкий фильм обходится без брани. Может, если, наоборот, ее и у нас использовать чаще, слова перестанут быть нецензурными?
Андрей Плахов, кинокритик: «В американском кино потребление ненормативной лексики настолько распространенно, что фактически она уже стала нормативной. Мы уж не реагируем на эти, так называемые, слова из трех букв, а в случае Америки или Англии — из четырех букв».
Вооружившись решением Генеральной прокуратуры, противники ненормативной лексики вовсе не собираются останавливаться на достигнутом. В планах — поставить мату уверенный мат на всем широком российском культурном пространстве.