Жителей Старого Света призвали отказаться от личного транспорта с понедельника и до воскресенья.
А в Европе сегодня подведут итоги тематической недели веломобильности. Экологи призвали жителей Старого Света не ограничиваться всего лишь одним днем без машины, а отказаться от личного транспорта с понедельника и до воскресенья.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный посмотрел, что из этой затеи вышло в Риге.
Это только сначала кажется, что Нормундс Чирксте спускается за своим велосипедом в бомбоубежище. На самом деле это убежище от тех, кто мешает оседлать и разогнать его двухколесного коня на своих четырех колесах и на десятках лошадиных сил. Впрочем, сменивший уже несколько велосипедов ездок признается, что перейти в стан своих бензиновых оппонентов аргументов у него все больше и больше.
Нормундс Чирксте, велолюбитель: «Зимой иногда появляется такое желание. Может быть, надо собраться и сдать на права, подумать насчет машины».
Но пока погода благоприятствует, европейская неделя мобильности — в самый раз. Семь дней, которые позволяют осознать все преимущества велосипеда или его сородичей над теми, кто попросту сжигает не только бензин в своем баке, но и свое время в пробках. Специальная акция в Риге — День колокольчика. Возьми, прикрепи на руль и позвони тому, кто еще не додумался стать таким же мобильным, как ты.
Рижская муниципальная полиция решила акцию по пересаживанию на легкие средства передвижения поддержать. На одну неделю (а в перспективе на все время) в парках латвийской столицы за порядком будут следить мобильные наряды.
В данном случае патруль контролирует территорию с помощью сигвея — электросамоката. Говорят, первый двухколесный мобильный удар будет нанесен по любителям выпить пива вдали от патрульных машин.
Сотрудник мобильного отряда: «Если мы обходим этот парк пешком за 20 минут, люди смотрят — о, они только что тут были, значит, через минут 20 будут опять, можно пива выпить. А так они видят, что мы на таких быстрых машинах».
Стоянка Рижской думы. Смотришь и понимаешь: сторонники веломобильности потерпели поражение. Против ряда представительских авто всего один сиротливый велосипед. Директор транспортного департамента Думы Эдгарс Штродс сразу признается — не его. Он ездит на велосипеде, но только по выходным.
Эдгар Штродс, начальник департамента транспорта Рижской городской думы: «Личный транспорт — это комфорт, да — сидеть в машине за рулем, слушать музыку, которую я хочу, и не дышать в затылок другому. Это другой уровень».
Потом он колдует над картой. Показывает, как и какую транспортную проблему можно решить, совершенно не вспоминая про велосипеды. Только про те же автомобили, вернее, про кошельки и их владельцев. Прием называется платная зона, и идти по этому пути собираются, судя по всему, по всей Европе.
Эдгарс Штродс: «Если я хочу проехать по этой зоне на своем частном автомобиле, я плачу. Не хочу платить — не еду на машине, еду на общественном транспорте, на велосипеде, иду пешком. Уже появляется экономическое как бы давление на этих людей. Получается, что есть выгода и для общества, потому что нет выхлопных газов, нет вашего автомобиля — уже ситуация меняется».
Но почти игрушечная по сравнению с многомиллионной автомобильной пробковой Москвой Рига, понятное дело, российской столице — не указ. А потому, по крайней мере на ближайшие годы, неделя мобильности так и останется во многом просто европейской.
Европейская неделя мобильности завершается, но точной статистики, сколько людей поддалось велообаянию и пересело с четырех колес на два, нет. Да и быть, наверное, не может.
К тому же у четырехколесных средств передвижения есть явное преимущество: неделя веломобильности — это всего лишь семь дней велоагитации в году, а реклама автопроизводителей и автосалонов вокруг нас на улицах и в СМИ ежедневна. Но ведь в любом случае каждый для себя будет решать, где ему мобильнее: на четырех колесах или на двух.