Новый орган вскоре появится в лютеранской церкви Святой Марии.
В лютеранской церкви Святой Марии скоро появится новый орган. Точнее, он будет сделан из новых материалов, а конструкция его точно повторит конструкцию знаменитого немецкого инструмента XVIII века. Тот старинный орган, до сих пор считается идеальным.
Это в полной мере прочувствуют посетители концертов классической музыки, которые каждые выходные устраиваются в церкви. Новый инструмент с безупречным традиционным звучанием, безусловно, украсит программу.
Репортаж корреспондента НТВ Дарьи Криволаповой.
Двухмануальный орган еще не достроен. Но уже нет отбоя от желающих прикоснуться к его клавишам. Инструментов такого масштаба не то, что в Петербурге, в России не существует. Точная копия барочного органа Готфрида Зильбермана. Пожалуй, самого известного органостроителя.
Мартти Портан, органостроитель: «Себастьян Иоганн жил как раз в то время и сочинял именно для таких инструментов свою музыку. И на инструментов такого типа можно играть произведения и предшественников Баха, и вообще довольно обширный репертуар можно исполнять. Например, Феликс Мендельсон — немецкий композитор сочинял свою музыку для органов Зильбермана, думая о них».
Пока извлекать звуки из инструмента может только Мартти Портан. Под его руководством и воссоздают копию. Оригинал находится в немецком городе Пониц и был построен еще в 1737 году.
Сейчас на нем играют в одной из церквей, которая по своим архитектурным параметрам и убранству похожа на храм Святой Марии в Петербурге. Именно поэтому мастера верят, что в Северной столице орган зазвучит.
Каждая деталь инструмента выполнена вручную с немецкой педантичностью. Мартти Портан шутит: чтобы соблюсти все параметры оригинала, пришлось сперва изучить мозги Зильбермана. Ведь письменных документов почти не сохранилось.
Все части копии изготовлены в Финляндии и Голландии и только из натуральных материалов. Регистры украшены слоновой костью, клавиатура выполнена из эбенового дерева. Основание — дубовое. Это придает особую прочность и торжественность.
Мартти Портан, органостроитель: «Важнейшей деталью органа является органные меха — это легкие инструмента. Если они работают хорошо, то весь инструмент звучит красиво. В течение долгих лет мы изучали инструменты в Германии. На основании этого строили. Харольд Грэс — профессор, который владеет огромными знаниями. Он написал большое количество книг об органной школе именно Зильбермана».
Инструмента такого масштаба в Петербурге могло и не быть. Руководители лютеранской церкви просили российское Правительство освободить их от налоговых пошлин. Но навстречу чиновники не пошли. В итоге пришлось заплатить около четырех миллионов рублей. А ведь еще нужно не только орган приспособить для церкви, но и храм изменить под инструмент.
Для того чтобы добиться идеального звучания органа, в церкви решили изменить акустическую систему. Во время последней реставрации использовали гипсокартон, который звук поглощает. Поэтому три потолочные панели заменят на алюминиевые, которые наоборот являются хорошим звукоотражателем.
В полную силу орган зазвучит в начале декабря. К этому времени должны наладить акустику и окончательно настроить инструмент. Но мастера говорят: чтобы понять, удалась им работа или нет, нужно минимум лет 100.