Сегодня на Эльбрусе группа добровольцев завершает работу над проектом, который из-за капризов погоды растянулся больше чем на год.
Сегодня на Эльбрусе группа добровольцев завершает работу над проектом, который
Прошлым летом мы рассказывали о том, как все начиналось. Сложнее всего было доставить наверх стройматериалы часть везли на вертолете, часть волонтеры поднимали сами. Но все оказалось напрасно — зимой почти весь груз сдуло ветром.
С чем сейчас сталкиваются строители хижины и почему ее постройка так важна, пояснит корреспондент НТВ Юрий Кучинский, сопровождающий экспедицию.
Эльбрус обманывает многих. Посмотришь со стороны, и готова иллюзия безопасности. Вроде и склон пологий, и в связке ходить не надо, и вообще по уровню сложности — маршрут для третьеразрядников. Все просто, а в результате — статус покорителя высочайшей горы Европы. Раз на раз не приходится, говорят спасатели, но в среднем эта иллюзия стоит жизни дюжине человек в год.
Сергей Веденин, спасатель Эльбрусской
Советские спортивные нормативы отводили на подготовку к восхождению три недели. Постепенная акклиматизация, походы в горы поменьше. Организм должен плавно привыкать к тяжелым нагрузкам при недостатке кислорода. Но сегодня мало кто готов потратить весь отпуск ради одного подъема. Приезжают на неделю и рвутся наверх, доходя не до вершины, а до галлюцинаций
С утра прогноз был: ясно и довольно тепло, но Эльбрусу до синоптиков нет дела. И когда мы поднялись выше пяти тысяч, видимость упала до 30 метров, едва вешки разглядишь, а ветер заметает тропу. В такую погоду ходить еще можно, но только с очень опытным инструктором, а многие туристы считают это напрасной тратой денег.
Угодить в погодное безумие наверху проще простого. И хорошо, если палатка есть — обычно их никто не берет, на вершину не ходят ночевать, Эльбрус — маршрут одного дня. Когда четыре года назад наверх пошла группа из 12 человек, а спустился только один, альпинист Дмитрий Гурьянов начал разрабатывать проект убежища на седловине двуглавой горы.
Дмитрий Гурьянов, автор идеи спасательной хижины на Эльбрусе: «Я сейчас скажу ужасную вещь. Мне кажется, что наличие хижины здесь не изменит вопрос летальных исходов, потому что изначально это все — в голове. Если человек вышел в непогоду — он сам виноват».
Спасательная хижина на седловине была. Ее построили еще до войны, только потом развалили сами же покорители Эльбруса.
Борис Тилов, начальник Эльбрусской
Все прошлое лето
Осенью погода на Эльбрусе становится совсем опасной. Материалы закрепили и оставили до нового сезона. Оставалось дело техники — собрать хижину. Только Эльбрус и не думал покоряться. За зиму часть материалов просто сдуло шквальным ветром, и чуть ли не две тонны грузов вновь предстояло поднимать на человеческой тяге. В горных условиях это, по самым скромным оценкам, означало настоящую каторгу.