У искусствоведов дух захватывает от предвкушения тех шедевров, которые могут скоро явить миру финские воды.
В Москве обнародовали результаты международной экспедиции к одному из самых ценных подводных объектов в Балтийском море. Российские и финские дайверы побывали на месте, где в октябре 1771 года затонула шхуна «Фрау Мария». Она везла из Голландии в Россию настоящие сокровища, которые помешал доставить в порт назначения разыгравшийся шторм.
В трюмах корабля кроме драгоценностей и деловых бумаг везли коллекцию картин, купленную для императрицы Екатерины II. Общая стоимость клада в нынешних ценах может превысить миллиард евро. Однако поднять груз пока невозможно: власти Финляндии утверждают, что «Фрау Мария» принадлежит по закону им.
Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев разбирался в нюансах этого дела.
У искусствоведов буквально дух захватывает от предвкушения тех шедевров, которые могут скоро явить миру финские воды. 12 сентября 1771 года двухмачтовая голландская шхуна «Фрау Мария», проделав благополучно большую часть пути, у Аландских островов попала в страшный шторм. Несмотря на все усилия капитана Рейнуда Лоренса, лишившееся штурвала судно вместе с бесценным грузом ушло под воду.
Известие о кораблекрушении более всего взволновало российскую императрицу Екатерину II. Ведь это по ее приказу дипломаты провели целую кампанию по скупке предметов искусства в Голландии. Мейсенский и саксонснский фарфор, золотые и серебряные статуэтки, а так же около 300 работ фламандских художников, среди которых могут находиться и шедевры Рубенса и Рембрандта — они должны были пополнить собрания Эрмитажа и Царского Села. Сейчас даже сложно оценить стоимость груза.
Артём Тарасов, президент фонда «Спасение»: «Дайверы, если все это сохранилось, оценивают груз в несколько миллиардов евро. И считается, по оценке кладоискателей, что это один из самых дорогих затонувших кораблей, которые мы
Эксперты отмечают, что, несмотря на столетия, проведенные в ледяной и соленой воде, вероятность, что картины сохранились, велика. Ведь перед отправкой все полотна сначала заворачивали в кожу, затем укладывали в свинцовые тубусы, заливали свободное пространство воском и герметично запаивали. Кадры, снятые с помощью подводных аппаратов, оставляют надежду, что хотя бы часть груза сохранилась.
Российская императрица, едва узнав о гибели «Фрау Марии», обратилась с просьбой о подъеме судна к шведскому королю Густаву III. Однако тогда скандинавы отказались, сославшись на отсутствие точных данных о месте кораблекрушения.
За столетия история о несметных сокровищах позабылась, пока в 1999 году, после 10 лет беспрерывных поисков, финский охотник за подводными кладами Рауно Койвусаари не обнаружил великолепно сохранившийся остов шхуны с двумя мачтами.
Сомнений не осталось — это «Фрау Мария». Поднять бесценные шедевры финский кладоискатель не сумел: государство запретило, выиграв у дайвера несколько процессов в судах. Настороженно финские власти отнеслись и к предложениям российской стороны по подъему предметов искусства.
Переговоры на самом высоком уровне шли несколько лет. И лишь в этом году специальной двусторонней комиссией был разработан план, который позволяет надеяться, что шедевры будут подняты с морских глубин в 2017 году.
Как и в XVIII веке, когда наши скандинавские соседи достаточно холодно отреагировали на просьбу Екатерины II, так и сейчас финские власти не спешат одобрить проект по подъему предметов искусства. Пока не решен и вопрос, кому достанутся купленные на деньги императрицы шедевры.
Все дело в том, что по закону Финляндии, если судно и груз пробудут в ее водах более века, они становятся ее собственностью. Столетний юбилей финская республика будет отмечать в 2018 году.