НТВ продолжает следить за тем, как на месте сожженных домов в деревне Верхняя Верея вырастают новые.
Символом того, что пришлось пережить в это лето погорельцам, стала деревня Верхняя Верея в Нижегородской области. Пламя уничтожило ее практически полностью. НТВ продолжает следить за тем, как на месте сожженных домов вырастают новые. Сейчас туда уже провели газопровод, скоро появится горячая вода, и строители приступят к отделке.
Корреспондент НТВ Виталий Калугин с последними новостями из Верхней Вереи.
В сгоревшей деревне Верхняя Верея, как на стройках Советского Союза, слышна узбекская, таджикская, туркменская и даже турецкая речь. Всего на объектах задействовано более тысячи рабочих.
Махмед Евус прилетел из Стамбула, когда увидел по телевизору репортаж о российских пожарах. Устроился на работу, и сейчас он — временно исполняющий обязанности
Махмед Евус:
Электрики заканчивают монтаж проводов, ток уже подан на новые подстанции. Арматурщики разрубают стальные прутья, для укрепления фундамента их потребуется несколько десятков тонн. Каркасные дома, по проекту, сейсмоустойчивы. В домах с просторными подвалами утеплитель — минеральная вата. Строители гарантируют, что такой материал не хуже кирпичных стен.
Названия улиц решили не менять, останутся Железнодорожная, Крестьянская и Рабочая. Погорельцы подолгу рассматривают чертежи с расположением домов, деревенские беспокоятся за будущее хозяйства. Разрешат ли власти в новом сарае завести корову и поросят?
Местная жительница: «Ну, вот хотим сходить в Госисполком, узнать, разрешат нам баню поставить или нет».
Имущественный вопрос — самый сложный в процессе восстановления. Все детали с каждым погорельцем обсуждаются индивидуально. Например, до пожара в одном строении могли проживать сразу несколько семей, а теперь каждой надо построить отдельный дом. Но участок ограничен. Или свидетели подтверждают в суде, что у соседа было больше ста квадратов, а
Александр Табачников, первый заместитель директора государственного учреждения «Нижегородстройзаказчик»: «Ну, процентов 20, наверное, жителей появляются на строительной площадке с решением суда об увеличении площади. Уже после того, как начаты строительные работы».
В новой Верхней Верее не будет необходимости в колодцах — воду из артезианской скважины подведут к каждому дому. Трассу укладывают по новым технологиям. Ремонт потребуется не скоро.
Строитель: «Срок гарантии — 50 лет».
К 20 сентября должны дать отопление и горячую воду, и тут же без промедления приступить к отделке помещений. В старой деревне не было газа, а теперь появится.
Пётр Чивикин, начальник участка ОФО «Волгогаз»: «Построено уже шесть километров. Газ высокого давления уже подведен к селу».
По новой дороге пустят школьный автобус. Сейчас детей погорельцев возят на занятия в соседние села. Учебный процесс в Верхней Верее к 1 ноября обещают возобновить. Старая деревянная школа при пожаре уцелела. Как такое могло произойти, объяснить никто не берется. Но проводить в ней уроки некому — дома сгорели у всех учителей. Преподаватели разъехались по родственникам и знакомым.
В школе открыли временный штаб координации сил для восстановления деревни. В самом штабе уже изготовили фанерный щит и вколотили гвоздики. Совсем скоро на этом щите должны появиться ключи от новых домов. После восстановления в Верхней Верее количество новоселов прибавится: 60 человек из окрестных деревень согласились обосноваться здесь, а их поселение после пожара отстраивать заново не будут.