Тема стремительного подорожания топлива одна из самых обсуждаемых, причем на разных уровнях. Дмитрий Медведев обвиняет нефтяные компании в эгоизме, а те утверждают, что работают в убыток. Корреспондент НТВ Юрий Кучинский разбирался, из чего складывается цена на бензин и почему дорогая нефть совсем не значит дешевое топливо.
Цена на бензин складывается из множества факторов. В частности, нужно помнить о размерах России и о том, сколько стоит доставить нефть из Сибири, например, на рязанский НПЗ.
Рустам Фатхеев, начальник технологического участка — заместитель главного технолога: «Нефтепереработка всегда считалась дорогим удовольствием. Она требует колоссальных капитальных вложений. Посмотрите, очень сложное оборудование. Электронные процессы, автоматизация сложная. Это те компоненты, которые мы используем для повышения качества и надежности топлива».
В бензиновой цене также очень важен курс рубля, а он, в отличие от нефти, не вырос.
Дмитрий Махонин, начальник управления контроля ТЭК, Федеральная антимонопольная служба: «Национальная валюта не укреплялась. В силу санкций, бюджетных правил, и это означает, что, по сути дела, стоимость барреля в рублях сейчас на рекордном уровне и даже выше в рублях, чем в тот период, когда нефть стоила больше
Таким образом, на рынке сложилась ситуация, когда нефтяным компаниям гораздо выгоднее продавать топливо за границу за твердую валюту. Поставки на внутренний рынок фактически превращаются в убытки. Нефтяники говорят, что на каждом литре бензина они уже теряют по 5 рублей, и это результат фискальной политики государства. При этом госкомпании не могут работать на экспорт, как бы им ни хотелось. У них обязательства поставлять бензин на внутренний рынок.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: «Много лет назад, еще в 2014 году, была сформирована идеология так называемого налогового маневра, по которой правительство повышает налог на добычу полезных ископаемых и снижает налоговую пошлину. Тем самым правительство повышает цену на внутреннем рынке для предельного упрощения экспорта нефти и нефтепродуктов. Более двух третей того, что мы платим за бензин, уходит в бюджеты разного уровня. В результате политики правительства по выпихиванию российского сырья за границу, мы видим бурный рост экспорта — в полтора раза в первые 4 месяца этого года».
При этом, помня про нефтяную иглу бюджета, и само правительство не может бесконечно требовать от нефтяников
Сергей Асланян, автоэксперт: «У нас в литре любого топлива 7% стоимости нефти на бирже. Это практически математическая погрешность. 33% — это интерес переработчика, но это серьезная работа — нефть добыть, доставить на завод, развести и продать. 60% — это интерес государства. Поэтому, когда мы видим, что цена растет, а баррель на бирже падает, это только интерес государства».
Акцизы на бензин планировали с июля еще повысить, но теперь принято решение
Подробности — в видеоматериале.