Ровно год назад в США началось расследование «связей» Дональда Трампа с Россией. По версии американских спецслужб, Москва якобы вмешалась в американские выборы. За это время на выяснение истины потратили около 10 миллионов долларов. Но до сих пор никаких реальных свидетельств сговора так и не нашли.
Все, что касается расследования связей команды Трампа с Россией, в Америке уже давно вопрос скорее политики, а не правосудия. Поэтому к годовщине следствия, которое ведет спецпрокурор Роберт Мюллер, обе партии подошли с прямо противоположными результатами. Если комитет по разведке нижней палаты конгресса, где заправляют республиканцы, еще несколько месяцев назад объявил, что никакого сговора не было, то комитет по разведке сената — а там большинство у демократов — сделал вывод, что Путин и Кремль помогли Трампу стать президентом США. Значит, считают демократы, они могли сговориться, поэтому расследование должно быть продолжено.
Джо Манчин, сенатор: «Мы всегда знали, что русские вмешивались. Они активничали с
Сам Дональд Трамп годовщину охоты на себя прокомментировал в Twitter.
Дональд Трамп: «Поздравляю, Америка, мы начинаем второй год величайшей охоты на ведьм в американской истории. И сговора
Действительно, за 365 дней расследования спецпрокурору Мюллеру накопать удалось немного. Различные обвинения предъявлены троим бывшим сотрудникам избирательного штаба Трампа, но ни одно не касается возможного сговора с Кремлем. Заочно Мюллер обвинил еще 13 российских граждан во вмешательстве в выборы, но эти обвинения сейчас оспариваются в суде. Их перспектива туманна.
Руди Джулиани, адвокат Дональда Трампа: «Мюллеру пора закрывать это дело. Прошел год. Он собрал около полутора миллионов документов, опросил 28 свидетелей, и у него ничего нет. Вот почему он теперь хочет допросить президента. Но мы спрашиваем: что еще вы хотите узнать? Потому что все факты у него уже есть».
При этом независимая команда спецпрокурора Мюллера не такая уж и независимая. Из 17 человек, работающих в ней, 13 — демократы, которые давали деньги на предвыборную кампанию Хиллари Клинтон и национальному комитету своей партии. Трамп назвал их тринадцатью «злыми демократами» и пообещал выяснить в суде, нет ли тут конфликта интересов, если дело против него ведут его же политические противники.
Кроме того, выясняется, что против команды Трампа на выборах могла играть администрация Барака Обамы. Данные о том, что по распоряжению предыдущего главы Белого дома за некоторыми сотрудниками кампании Трампа следили, появлялись и раньше. Но теперь стало известно, что в штабе Трампа на выборах мог работать агент ФБР.
Эндрю Маккарти, бывший федеральный прокурор: «Нет сомнения, что у них был по меньшей мере один тайный информатор в кампании».
Данные, безусловно, нуждаются в проверке, но Эндрю Маккарти, бывший федеральный прокурор, вряд ли будет бросать слова на ветер, особенно если обвинения грозят скандалом не меньше того, который в свое время привел к отставке президента Никсона.
Американская публика явно устала от всех дрязг, связанных с «российским вмешательством». Рейтинг Трампа растет, и на этом фоне все меньше и меньше американцев хотят, чтобы расследование, на которое уже потрачено, по разным подсчетам, от 7 до 10 миллионов долларов, продолжалось.